понедельник, 9 августа 2021 г.

Размышляя над страницами романа Ч. Т. Айтматова "Плаха"...

Размышляя над страницами романа Ч. Т. Айтматова

Одним из наиболее ярких произведений последних лет стал ро-ман Ч. Айтматова "Плаха", написанный в 1986 году. Его справед-ливо можно отнести к произведениям современной русской литера-туры, так как до недавнего времени, а точнее, до распада Советско-го Союза литература нашей многонациональной страны не дели-лась на украинскую, казахскую, киргизскую и так далее, так какпроблемы, основные темы отражали живую жизнь народа, а,следовательно, связи были многочисленны и неразрывны во всехсферах жизни.Ч. Айтматов - киргиз. В его произведениях есть черты нацио-нального колорита (пейзажи, имена героев), но проблематика"Плахи" абсолютно интернациональна. Кроме того, Авдий Калли-стратов - главный герой романа - русский, образ Христа обобща-ет и концентрирует идеи произведения, и все это позволяет не су-жать значение этого замечательного произведения до узконацио-нального."Плаха" своего рода кульминационное произведение автора, вкотором он сконцентрировал свой писательский и человеческийопыт, свою гражданскую тревогу, вызванную состоянием общества,жизнью большой, многонациональной, такой великой и сильной,как все привыкли считать, страны.Действительно, поражает многообразие проблем, затронутых ав-тором в таком небольшом по объему произведении. Это и наркома-ния, которая-уже давно поразила общество, но тщательно скрыва-лась официальными структурами, и бездуховность, порожденнаяложью и мистификацией общественного сознания. На такой почвевзрастают Гришан и Базарбай. Это и разрушение этических связеймежду людьми, падение нравов и многие, многие другие.Роман был воспринят критикой неоднозначно. Многие виделидействительно глубокий смысл произведения, а многие осуждалиАйтматова за то, что он собрал в "Плахе" все проблемы, существо-вавшие в то время в обществе, не предлагая выхода из сложившей-ся ситуации. Действительно, показывая такое множество проблем,автор не дает их однозначного решения, не отвечает на поставлен-ные вопросы. Он лишь приводит факты, раскрывает образы героевчерез их поступки, рисует картину бытия, предупреждает нас орасплате за многочисленные грехи, тем самым заставляя задумать-ся над своими поступками, осознать свои ошибки и самим найтиединственно правильный жизненный путь.Многие критики отрицательно отзывались о композиции рома-на, подчеркивая несвязанность между собой отдельных его частей.Дело в том, что построение романа очень своеобразно, В романе триразличных сюжетных линии, которые прямым или косвенным об-разом связаны между собой. Это линии Авдия Каллистратова, Бос-тона и Базарбая и пары волков - Акбары и Ташчайнара. Их объе-диняют общие события, описанные в произведении, также на осно-ве каждой из трех сюжетных линий автором раскрывается одна, намой взгляд, из наиболее важных проблем романа - проблема выбо-ра определенного пути, то есть нравственный выбор героев.И эти пути у каждого из героев романа далеко не одинаковы.Авдия Каллистратова автор наделяет лучшими нравственнымикачествами, такими, как доброта, искренность, безграничная лю-бовь к людям, способность к самопожертвованию. Он верит в Бога,в добро, в справедливость, в свою правоту, в силу слова. Он видит вкаждом человеке, пусть даже в самом отъявленном негодяе, не егоотрицательные стороны, а прежде всего частичку человеческой ду-ши. Он убежден, что каждый человек в глубине души стремится кгармонии, поэтому Авдий пытается переубедить людей, наставитьих на путь истинный, помочь им обрести веру и "жить во Христе".Но он переоценил свои силы, и в этом его трагедия. Его никто нехотел слушать, и он сам становится жертвой насилия, против кото-рой борется. И в конце концов Авдий Каллистратов погибает, рас-пятый на саксауле, но не отрекшийся от веры.Недаром в романе проводится параллель между Авдием Калли-стратовым и Иисусом Христом. Бывший семинарист становится вромане последователем Христа в его вере и убеждениях. Оба верят,что все люди добры изначально, оба жертвуют жизнью ради того,чтобы спасти человечество от греха.Авдий в романе - праведник. Он является носителем идеи хри-стианства. Но он не служит тем догмам, которые провозглашаетцерковь. Авдий выдвигает идею современного Бога, который нестоит на месте, развивается с течением времени. Он считает, что укаждого человека есть свой Бог, имя которому - совесть. И пыта-ясь обратить людей в веру, Авдий тем самым пытается разбудитьих совесть. Но, несмотря на то что Авдий Каллистратов наделен вромане лучшими человеческими качествами, мы видим, что егожизненный путь не избран автором как идеальный. Айтматов невстает полностью на сторону Авдия. Он не согласен с идеей его ге-роя о всемогуществе Бога. Мы видим, что автору важна вера нетолько в Бога, но в первую очередь в человека. Самопожертвованиеединиц не спасет человечество, не избавит мир от абсолютного зла.Интересно противопоставление в романе Авдия КаллистратоваГришану - главарю "гонцов" за анашой. Гришан реально смотритна жизнь. Он знает, что в мире существуют насилие и зло и чтодобро и справедливость побеждают далеко не всегда. Он видит лю-дей в их худших проявлениях, их пороках и слабостях. Человекслаб, и это позволяет более сильным жить по звериным законам,где должен выжить сильнейший. Гришан уверен в себе и в своихубеждениях, поэтому он даже не пытается предотвратить попыткиАвдия переубедить "гонцов", обратить их в свою веру. Напротив,он говорит, что не будет этому препятствовать. И, как мы видим,Гришан оказывается прав. "Гонцы" - дети своего поколения, вос-питанные не только на атеизме, но и на безверии вообще, на отри-цании веры не только в Бога, но и в моральные человеческие прин-ципы, не способны, да и не хотят выслушать и понять Авдия. На-силие - их естественное состояние, и они, не задумываясь, совер-шают его еще раз, сбросив Каллистратова с поезда. Но что мы мо-жем требовать от этих совсем еще мальчишек - Петрух и Ленек, укоторых с самого детства не было ни нормальной семьи, ни дома,которых жизнь беспощадно кидала в различные авантюры? Развеможно требовать от них, что бы после того, как они сполна хлебну-ли горя, они сохранили веру в светлые и чистые идеалы и осталисьлюдьми? Здесь, на фоне нравственного выбора героев, перед намираскрываются еще две важнейшие проблемы - общественногоустройства, порождающего устройства, порождающего такого родалюдей, и наркомании, которая становится все актуальнее, несмот-ря на то что о ней никогда не говорилось открыто. Безусловно,жизненный путь гонцов, пусть даже не выбранный ими, а опреде-ленный им судьбой, является предостережением для нас, людеймолодого поколения, ищущих ответы на самые главные и серьез-ные вопросы жизни.Интересны с точки зрения выбора жизненного пути Бостон иБаразбай - главные герои другой сюжетной линии. Оба они пасту-хи, живущие в Моюнкумских степях. Бостон, как мы увидим изсодержания романа, - это человек со сломанной судьбой. Он обла-дает лучшими человеческими качествами, способен сочувствоватьдругим, раскаиваться, переживать, у него есть вера и определен-ные идеалы в жизни. Кроме того, он очень трудолюбив, ответствен-но выполняет свою работу. Баразбай же, напротив, пьяница и без-дельник. Он недоволен жизнью, озлоблен и ни во что не верит.Именно от него в романе мы слышим слова о том, что справедливо-сти в мире как не было никакой, так и нет.Между этими двумя героями - Бостоном и Базарбаем - развя-зывается открытая вражда, которая приводит к трагическим по-следствиям. Бостон, один из наиболее положительных героев рома-на, совершает самосуд и убивает Базарбая. Отчаявшись и разочаро-вавшись в жизни, когда, целясь в волчицу Акбару, убивает собст-венного сына, он совершает поступок, который никогда не сможетсебе простить. Убив Базарбая, Бостон разрушает свой внутренниймир, сам ведет себя на "плаху" за самый тяжелый грех - убийст-во, так как он не сможет жить с такой виной на душе. Здесь переднами не только социальной конфликт личности и общества, но ипсихологический, внутренний конфликт человека, совершившегоубийство, с самим собой.Вряд ли мы имеем право осуждать или оправдывать Бостона засовершенное преступление. С одной стороны, Базарбай заслуживалнаказания за свои грехи, но с другой стороны, ни один человек невправе вершить судьбы других людей.Так что же получается? Мы видим, что в романе нет идеальногогероя, ни один жизненный путь, выбранный различными героями,не является до конца правильным. Судьбы всех героев заканчива-ются трагично. Авдий распят, Базарбай убит, "гонцы" арестованы,а Бостон сам разрушил свою жизнь, совершив самый страшныйгрех - убийство.Может быть, в этой трагичности финала произведения и заклю-чается его смысл? Может быть, автор хочет показать, что за грехичеловечества со времен Иисуса Христа расплачиваются самые луч-шие? Но кто же тогда продолжит род человеческий?С этой точки зрения символично изображение в романе парыволков - Акбары и Ташчайнара, которые являются основной тре-тьей сюжетной линией. Автор показывает нам человеческое обще-ство и жизнь животных, и мы видим, что животные живут по зако-нам природы, перед лицом которой все равны, в то время как в ми-ре людей царит хаос и беззаконие. Волки в романе, как это ни па-радоксально звучит, оказываются более "человечны", чем сами лю-ди, и их жизненный путь является более правильным, а значит, бо-лее правильным, чем жизнь любого из героев. Через образы волковавтор раскрывает тему свободы, показывает взаимосвязь животныхс природой, взаимоотношения их между собой. Автор противопос-тавляет гармонию жизни волков дисгармонии жизни человеческогообщества, тем самым подчеркивая его основные пороки и недостат-ки. Автор заставляет нас задуматься: неужели для нас, людей, нетвыхода? Неужели мы сами ведем себя на плаху и ничто не в силахэтому помешать? Это еще один вопрос, оставленный автором без от-вета, вопрос, над которым предстоит задуматься нам, читателям.Безусловно, кроме проблемы нравственного выбора героев, кото-рая, на мой взгляд, является в романе одной из важнейших, авторзатрагивает и другие проблемы. Например, он не оставляет безвнимания вопросы, связанные с экологией, раскрытые на примеребезжалостного, бесконтрольного отстрела сайгаков. Автор преду-преждает нас о том, что нарушение человеком гармонии природыможет повлечь за собой трагические последствия.Лейтмотивом этого романа является тревога - тревога за насто-ящее будущее. Роман "Плаха" - это призыв осознать свои ошиб-ки, одуматься, пока не поздно. И то, что Айтматов затронул такоемножество проблем в своем романе, не случайно. Все они являютсяважнейшими проблемами общества, требуют глубокого осмысленияи немедленного принятия радикальных мер.