среда, 11 августа 2021 г.

Мое любимое произведение - рассказ М. А. Шолохова "Судьба человека"

Мое любимое произведение - рассказ М. А. Шолохова

Впервые я познакомилась с произведениями Шолохова в один-надцатом классе. Меня сразу увлек сюжет романа "Поднятая цели-на", но когда я прочитала рассказ-эпопею "Судьба человека", тобыла поражена вдвойне: это произведение позволило мне увидетьистинное величие, силу и красоту обыкновенного русского челове-ка Андрея Соколова. Рассказ о невосполнимых утратах, о страш-ном горе пронизан у Шолохова верой в жизнь, верой в человека.Меня поразила масштабность замысла писателя, "сверхзадача",которую он успешно решает. Трагическая история человеческойжизни в ее связи с событиями мировой войны. Наивысшее истори-ческое испытание для народа и государства и трагический надлом,жизнь человека, на которую обрушились все несчастья войны.Вот он появляется перед моим взором из неоглядной дали, избескрайней весенней степи, этот человек, высокий мужчина - и сним рядом мальчонка лет пяти-шести, былинка, доверчиво при-льнувшая к сильному, обездоленному войной. Сиротинка. И сноваони уйдут вдаль...На мой взгляд, "Судьба человека" явилась открытием той жан-ровой формы, которая называется рассказ-эпопея. Поначалу ка-жется, Шолохов возвращает читателя к традиционной срорме. Врассказе должен был быть рассказчик - участник или свидетельсобытий, - и автор, и слушатель. Жизненная история должна бы-ла быть кем-то рассказана. Если произведение соответствует этимусловиям, то его жанр - рассказ. Отсюда традиционный зачин: гдеи при каких обстоятельствах была услышана автором эта история.Такой традиционный зачин для жанра есть и в рассказе Шоло-хова. Но этим подобием, на мой взгляд, исчерпывается сходствопроизведения с традицией. Я считаю, что в "Судьбе человека" нет"частной" истории. Автор отобрал то, что позволяет осмыслить от-дельную человеческую жизнь в связи с трагической сущностьюэпохи. Показал всю несовместимость доброго, мирного, человечно-го я жестокого, варварски беспощадного к людям.Как сейчас помню, в начале рассказа меня поразило описаниеглаз Андрея Соколова. Эти глаза "даны", как в кино, крупнымпланом. А кем эти глаза увидены? Человеком, чутким к чужомугорю и нужде. Наделенным огромной силой переживания. Он самуже во власти сострадательного чувства и заставляет читателя пол-ной мерой жить этим мучительно-жестоким и добрым, очищаю-щим и возвышающим чувством.Звучит голос Андрея Соколова, предельно откровенная испо-ведь-рассказ. И его волнение передается мне, я хочу разделить егонеразделимое горе. И вновь льется рассказ о невосполнимых утра-тах... Я думаю, такими же чувствами переполнен и автор-повество-ватель, который помогает читателю не только пережить, но и ос-мыслить одну человеческую жизнь, как явление эпохи. Увидеть вней огромное общечеловеческое содержание и смысл.Приглушенное напоминание "о вечном утверждении живого вжизни" возвращает меня к одной из самых сокровенных тем, про-ходящих через все творчество Шолохова. В "Судьбе человека" онапредваряет рассказ Андрея Соколова о том, как в чужой немецкойземле он похоронил сына Анатолия. Как остался в полном одиноче-стве... Как нашел в донской станине Ванюшу.Напоминанием "о вечном утверждении живого в жизни" подго-товляется авторское раздумье о будущем этих двух человек. В этомраздумье, на мой взгляд, философско-смысловая кульминация рас-сказа, обобщение всего узнанного, угаданного. Повествование какбы переводится из трагического и безнадежного в тональность, про-низанную героической верой и надеждой.Но у человеческого чувства есть свои законы. Ему подвластно ичеловечнейшее сердце автора. Звучит заключительный аккорд. Ко-роткая песня-стон раненного чужой бедой человека. Пролиласьгорчайшая мужская слеза.Но в рассказе Шолохова прозвучал еще один голос - звонкий,чистый детский голос, казалось не ведающий полной меры всех беди несчастий, выпадающих на человеческую долю. У них, у этихграждан пяти-шести лет, есть свои полюбившиеся словечки. По-явившись в начале столь беззаботно-звонко, Ванюша уйдет затем,чтобы, я считаю, в финальных сценах стать непосредственным уча-стником, действующим лицом высокой человеческой трагедии.В -"Судьбе человека" гуманистическое осуждение войны, фа-шизма не только в истории Андрея Соколова. С не меньшей силойпроклятия звучит оно и в истории Ванюши. С какой мучительносдерживаемой скорбью рассказывает об этом мальчике Андрей Со-колов. Этот детский вздох тяжкой гирей ложится на весы истории,на весы, обвиняющие тех, кто начал войну. На мой взгляд, высо-кий гуманизм пронизывает эту короткую повесть о погубленномдетстве, о детстве, которое так рано узнало горе и расставание.И какая же неистребимая сила добра, красота человеческогосердца открывается нам в Андрее Соколове, в том, как он увиделмальчика, в его решении усыновить Ванюшу. Он возвратил детствурадость. Он будет оборонять его от боли, страданий и скорби. Каза-лось, все вычерпала война из этого человека, и все же, несмотря нина что, он остался человеком.Я считаю, что в "Судьбе человека" звучит обращение ко всемумиру. К каждому человеку. Остановись на минуту. Подумай надтем, что несет война, что может принести. Конец рассказа предва-ряет неторопливое авторское раздумье - раздумье много видевше-го и знающего в жизни человека. В этом раздумье утверждение ве-личия и красоты истинно человеческого. Прославление мужества,стойкости, прославление человека, устоявшего под ударами воен-ной бури, вынесшего невозможное.Эти две темы -- трагического и героического, подвига и страда-ния - все время сплетаются в рассказе Шолохова, образуя слитноеполифоническое единство, определяя многое в жанре и стиле его.В рассказе Шолохова, я считаю, продуманная и эмоциональнооправданная сюжетно-композиционная структура. Я бы назвалакомпозицию рассказа музыкальной, симфонической. Отчетливовыделяются ведущие образы-лейтмотивы. Заметно деление на час-ти внутри единого целого: вступление - начало, три части расска-за Андрея Соколова. Это рассказ-размышление, дума о судьбах лю-дей, поднятая из конкретно-событийного в огромный социально-ис-торический и философско-этический план обобщений. В каждойчасти рассказа Андрея Соколова есть, на мой взгляд, своя внутрен-няя завершенность содержания, в то же время в каждой из нихзвучат общие мотивы; повторяясь, они придают всему трагедийнуюнапряженность переживаний.Первая часть рассказа Андрея Соколова вместила всю историюдовоенной жизни его, описания начала войны, прощание с семьей.На мой взгляд, эмоциональный центр ее в рассказе об отношенияхс женой, с семьей. Он с мучительным напряжением ищет самыхточных слов, которые бы выразили, передали все то красивое, доб-рое, что было в ней, его жене, друге. В них мучительное чувстволюбви, верности на всю жизнь. Самый трагический лейтмотив рас-сказа - прощание героя с женой,Начало второй части рассказа повторяет этот же мотив беско-нечно дорогой утраты. И когда Андрей Соколов узнает о том, прикаких обстоятельствах погибла его семья, в конце второй частирассказа, вновь звучит его воспоминание о той утрате.Третья часть рассказа Андрея Соколова и финал пронизываютсянапряженным борением различных мотивов: трагического и герои-ческого, всей безнадежности отчаяния, каждодневного непереноси-мого страдания и блеснувшей надежды, поманившей детским голо-сом жизни.Таким образом, в судьбе Андрея Соколова с фашизмом вступаетв битву все доброе, мирно-трудовое, человеческое, социально про-грессивное. Человек мира социализма, с его верой, с его надеждой,с его идеалами, оказался сильнее войны. Он устоял под сокрушаю-щими ударами самой страшной бури. Он вышел из нее победите-лем. Это победительное, человеческое и давало основной героиче-ский тон рассказу Шолохова.