воскресенье, 22 августа 2021 г.

Осуждение пошлости и душевной черствости в рассказах А. П. Чехова

Осуждение пошлости и душевной черствости в рассказах А. П. Чехова

Страшно, страшно подумать, сколько хороших, только слабых волей людей губит пошлость, как она сильно затягивает, и потом уже не вырвешься. Из писем читателей к Чехову Годы молодости, которые Некрасов когда-то назвал "праздником жизни", сравнительно редко привлекают внимание Чехова-художника, но во всяком случае реже, чем, например, русских писателей первой половины XIX века. "Теперь нельзя брать героя моложе 30—35 лет", — говорил Чехов, противопоставляя своих героев 20-летним Печорину и Онегину. Один из самых интересных молодых героев, создан-ных Чеховым, - студент Иван Великопольский в рас-сказе "Студент". И рассказ этот писатель считал своей лучшей, "самой отделанной" вещью. Видимо, в "Студенте" автору была дорога мысль о вечных духовных ценностях, сближающих людей не только самого разного социального положения и культурного уровня, но и эпох, отдаленных друг от друга многими столетиями. Мысль эта выражена в рассказе лаконично и выразительно. В холодный вечер страстной пятницы Иван Велико-польский, студент духовной семинарии, греясь у костра, рассказал двум крестьянкам-вдовам, матери и дочери, евангельский эпизод, предшествовавший описанию "страстей господних". На тайной вечере апостол Петр, ученик и соратник Христа, как говорится в евангельском сказании, поклялся в верности его учению, в готовности идти с ним на смерть, но тот в ответ произнес фразу: "Говорю тебе, Петр, не пропоет сегодня петел, то есть петух, как ты трижды отречешься, что не знаешь меня". Далее в Евангелии сказано, что в ту ночь, когда Христа допрашивали и избивали, Петр действительно трижды отрекся от него.Но как только запел петух, он вспомнил слова учителя и горько зарыдал, каясь в своем предательстве. Рассказ студента взволновал обеих крестьянок. При словах о том, что в тишине темного сада раздавались глухие рыдания Петра, старшая всхлипнула и "заслони-ла рукавом лицо от огня", словно стыдясь своих слез, а у младшей взгляд стал напряженным, "как у человека, который сдерживает сильную боль". Эта реакция слушательниц, в свою очередь, взволно-вала и самого студента. Если в начале рассказа он шел темным лугом к костру в невеселом расположении духа и думал о том, что жизнь никогда "не станет лучше", то теперь для него настал миг прозрения. Он вдруг почувствовал связь между слезами старой женщины, которая сидела сейчас перед ним, и тем, что происходило, по евангельскому преданию, девятнадцать веков назад. И подумал, что правда и красота, "по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле". В этом апофеозе правды и красоты "вообще на земле" есть какое-то особое, праздничное настроение; невольно вспоминается, что страстная неделя приближается к концу" и те же люди, приютившиеся от непогоды у костра, встретятся в пасхальные дни. И вместе с тем совершенно бесспорно, что специфика евангельской легенды, к которой обращается писатель в этом рассказе, подчинена широкой общечеловеческой идее, более всего в этом произведении нам дорога мысль художника о родстве человеческих душ, о том, что человек может найти себя и свое место в жизни через понимание чужих страданий, в общении с другими людьми. Обретение смысла жизни, как мы увидим, останется мечтой лучших чеховских героев и в более поздние годы их жизни. Но как часто уже в молодости эта мечта начинает угасать и появляются приметы будущего погружения личности в атмосферу пошлого существования. Пытаясь понять чеховских героев, попавших в обстоятельства, подобные только что приведенным, нужно вник-нуть в психологические мотивы, которые руководят ге-роями. И если вникнуть, то за внешним иногда бездей-ствием, за нежеланием таких героев практически сопротивляться враждебным им обстоятельствам обнаружится такая сила внутреннего сопротивления человека сложившемуся положению вещей, которая стоит открытой борьбы. За внешней покорностью героев судьбе у Чехова очень часто слышен сдержанный протест, их страдания напоминают, что во все времена человек жив "не хлебом единым" и не удобствами быта (даже если этот быт понимать широко, включая сюда и приобщение к культуре и прогрессу), но еще очень важной потребностью — стремлением к душевной чистоте и подлинно нравственной жизни. Внутренняя жизнь человека развивается в тесном общении с внешним миром. Чехов всегда учитывает эту зависимость, она у него определяет весь облик героя — и индивидуальный характер личности, и духовные ее запросы. Но между противоположностями в душе чеховских героев большей частью нет мирного сосуществований. Если человек подчиняется силе обстоятельств и в нем постепенно гаснет способность к сопротивлению, то он в конце концов теряет все истинно человеческое, что было ему свойственно. Это омертвение человеческой души — самое страшное возмездие, которое воздает жизнь за приспособленчество. Чиновник Николай Иванович Чимша-Гималайский, добрый и кроткий человек, любил деревенскую природу ("Крыжовник"). Но тоска по деревне понемногу превратилась в навязчивую идею — купить "усадебку" с крыжовником. Он мечтал: "Сидишь на балконе, пьешь чай, а на пруде твои уточки плавают, пахнет так хорошо, и... и крыжовник растет". На достижение этой цели была истрачена молодость, ей в жертву была принесена жизнь жены, на которой Николай Иваныч женился из-за денег для покупки усадьбы(на любовь он уже был неспособен, ведь в нем заглохли все чувства, кроме одного — желания стать землевла-дельцем). И вот результат — это уже "не прежний роб-кий бедняга-чиновник, а настоящий помещик, барин". Он изменился внешне — "постарел, располнел, обрюзг; щеки, нос и губы тянулись вперед, — того и гляди хрюкнет в одеяло". Изменился он и внутренне — стал неуживчив, высокомерен и говорил важно, точно министр. Душевное очерствение Николая Иваныча тем разительнее, что он от природы был добрый, мягкий человек, и поначалу его тоска о деревне могла даже показаться поэтической и вызвать у читателя сочувствие: сидя годами в казенной палате, он рвался на волю, на свежий воздух, грезил деревенской тишиной... Мера душевного оскудения человека определяется, в частности, его отношением к прошлому — Николай Иваныч, поселившись в усадьбе, забывает, что его отец был солдат, а дед — крестьянин, и хвастает дворянством: "мы, дворяне", "я как дворянин". На свинью похож не только Николай Иваныч, но и его собака, которой лень лаять, и голоногая толстая ку-харка. Крыжовник со своего участка, кислый и жесткий, он ест, приговаривая: "Ах, как вкусно! Ты попробуй!" Новый земледелец стал равнодушным к чужим стра-даниям, к общественным интересам. Этот эгоизм и рав-нодушие, уход в мир своего "я", стремление ограничить все тремя аршинами земли осуждается Чеховым. Имя Чехова в русской литературе стоит особняком. Всем своим творчеством писатель боролся против пошлости и мещанства. Лучшие герои Чехова — интеллигентные, думающие люди, души которых страдают в поисках гармонии и добра жизни. Антон Павлович призывает в каждом своем рассказе к поиску смысла жизни, душевной чистоты, возвышенным целям, состраданию: "Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя!., не уставайте делать добро... Счастья нет и не должно быть, а если в жизни есть смысл или цель, то смысл и цель эти вовсе нев нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!" С восхищением говорит о великом русском писателе американец Эрскин Колдуэлл: "Антон Павлович Чехов был и несомненно останется на все времена, пока существует искусство слова, одним из величайших писателей мира. Его творения — это памятник, воздвигнутый его гению, и притом нетленный". Интересно высказывание французского писателя Анд-ре Моруа: "Своим театром и своими рассказами Чехов указывает нам путь к более чистой жизни". В произведениях русского писателя Моруа видит призыв к светлому — чистому. Ненавидя старый мир — мир пошлости и мещан-ства, — Чехов предвещал новую Россию, предсказывал свободную и счастливую жизнь.