суббота, 14 августа 2021 г.

Время: его герой и антигерой (По комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума")

Время: его герой и антигерой (По комедии А.С. Грибоедова

Комедия А.С., Грибоедова "Горе от ума" - одно из самых замечательныхпроизведений русской литературы XIX века. К сожалению, автор неоставил точных указаний о начале работы над комедией. Некоторыеисследователи называют и 1816, и 1813, и 1821 годы. Документальноизвестно лишь время, когда работа над произведением была закончена:1324 год. Но точная датировка пьесы важна только исследователям, ачитателю необходимо знать эпоху создания произведения иисторическую ситуацию в стране в тот момент. А значит, главнымявляется то, что комедия создавалась в те времена, когда молодыелюди, типа А.А. Чацкого (главного героя произведения А.С. Грибоедова"Горе от ума"), несли в общество новые идеи, настроения. В егомонологах и репликах, во всех его поступках выразилось то, что важнеевсего было для будущих декабристов: дух вольности, свободной жизни,ощущение, что "вольнее всякий дышит". Свобода личности - вот мотиввремени в комедии Грибоедова. Поэтому тех людей, которыестремились к свободе от обветшалых представлений о любви, браке,чести, службе, смысле жизни, можно по достоинству назвать героямисвоего времени, ведь они считали, что борьба за справедливость - ихморальный долг.Комедия "Горе от ума" построена так, что о "веке нынешнем", об идеяхсоциально-политических преобразований говорит лишь Чацкий. Он тот"новый человек", который несет в себе "дух времени"; идею жизни, целькоторой - свобода. Следует отметить, что Чацкий одинок в своейборьбе. Но Грибоедов дает понять читателю, что у главного героя естьединомышленники, например, двоюродный брат Скалозуба,неожиданно оставивший службу, когда "чин следовал ему". Чацкий иего сподвижники стремятся к "искусствам творческим, высоким ипрекрасным", мечтают вперить в науки "ум, алчущий познаний",жаждут "возвышенной любви". Стремление Чацкого - служитьотечеству, делу, а не лицам". Он ненавидит все пошлое, в том числерабское преклонение перед всем иностранным, угодничество,низкопоклонство. Убеждения героя не всегда высказываются им прямо.Из соображений цензуры Грибоедов часто позволяет герою лишьнамекнуть на важнейшие идеи.В образе Чацкого отражены черты декабриста эпохи 1816-1818 годов. Вэто время российский гражданин передовых убеждений не стремился кактивной революционной деятельности, к свержению монархии и томуподобному. Прежде всего, он желал исполнить свой долг передОтечеством, желал честно служить ему. Именно поэтому, за три года доописанных в комедии событий, Чацкий, "обливаясь слезами", рассталсяс Софьей и отправился в Петербург. Поэтому же и оборвалась блестященачатая карьера: "Служить бы рад - прислуживаться тошно". Ногосударству, оказывается, не нужно самоотверженное служение, онотребует прислуживания. В тоталитарном государстве вопрос: "Служитьили не служить, жить в деревне или путешествовать" - выходит зарамки проблемы личной свободы. Личная жизнь гражданинанеотделима от его политических убеждений, и стремление жить по-своему, наперекор норме, уже само по себе есть вызов.Что же видит вокруг себя Чацкий? Массу людей, которые ищут лишьчинов, крестов, "денег, чтоб пожить", не любви, а выгодной женитьбы.Их идеал "умеренность и аккуратность", их мечта - "забрать все книгибы да сжечь". Грибоедов, верный жизненной правде, показал тяжкуюучасть молодого прогрессивного человека в этом обществе. Окружениемстит Чацкому за правду, которая глаза колет, за попытку нарушитьпривычный уклад жизни. Чацкий, наделенный темпераментом борца,активно противостоит фамусовскому обществу. Но видит ли он своегореального противника, когда обличает Фамусова, Скалозуба, бальнуютолпу?Пока главный герой комедии Грибоедова "Горе от ума" путешествовалтри года, общество не стояло на месте. Оно не просто с облегчениемвозвращалось к заботам и радостям мирной жизни, оно вырабатывало всабо "сопротивляемость" тем зреющим переменам, которые грозилисокрушить эту мирную жизнь. И вот в обществе появляются и твердопрокладывает себе дорогу Молчалин. Чацкий не способен отнестись кнему и его "талантам" всерьез. А между тем, это "жалчайшее" созданье"не так уж ничтожно. За время отсутствия Чацкого Молчалин занял егоместо в сердца Софьи, именно он - счастливый соперник главногогероя.Ум, хитрость, изворотливость Молчалина, уменье найти "ключ" ккаждому влиятельному человеку, абсолютная беспринципность вотопределяющие качества этого героя, качества, делающие его антигероемкомедии, главным противником Чацкого. Брошенные им слова("Молчалины блаженствуют на свете") оказались пророчеством.Молчалин стал нарицательным обозначением пошлости и лакейства."Всегда на цыпочках и не богат словами", он сумел завоеватьрасположение сильных мира сего тем, что не смел произнести своегосуждения вслух.На мой взгляд, очень интересно сравнение Фамусова, Скалозуба, князяТугоуховского и Молчалина. Каков предел их мечтаний?Для Фамусова, очевидно, удачно выдать дочку замуж, да пару орденовполучить не более того. Скалозуб тоже на многое не претендует: "Мнетолько бы досталось в генералы". Князь Тугоуховский давно напосылках у супруги, ему хочется, вероятно, только одного: оставили быего в покое...Молчалин малым не удовлетворится. За три года отсутствия Чацкого ондобился блестящих успехов. Безвестный, безродный тверской мещанин,он стал секретарем московского "туза", получил три награды, чинасессора, дающий право на потомственное дворянство, сталвозлюбленным и тайным женихом Софьи. Незаменим в фамусовскомдоме, незаменим в обществе:Там моську вовремя погладит, Тут в пору карточку вотрет...Разве остановится Молчалин на достигнутом? Разумеется, нет.Расчетливо и холодно набирает Молчалин силу. Уж он-то не потерпитна своем пути Чацкого - безумного мечтателя, ниспровергателя основ!Молчалин страшен именно своей глубочайшей безнравственностью:тот, кто готов вынести любые унижения в борьбе за власть, богатство,силу, дорвавшись до желанных вершин, будет не только унижать, но иуничтожать.Именно Молчалины, идеал которых "и награжденья брать, и веселопожить", дойти "до степеней известных", станут в ближайшем будущем(после восстания декабристов) идеалами общества. На них будетопираться новая власть, ибо они послушны, ибо превыше всего властьценит именно их "таланты" - "умеренность и аккуратность". Молчалин -человек структуры, его безбедное существование возможно лишь вчетко отлаженном государственном механизме. И он сделает всевозможное, чтобы не допустить разлада этого механизма, тем более егоразрушения. Поэтому с такой легкостью окружающие подхватилисплетню Софьи о сумасшествии Чацкого. Вот парадокс: единственныйздравомыслящий человек объявлен безумцем! Но это легко объяснить,так как Чацкий - сумасшедший обществу не страшен. Обществу удобносписать все разоблачающие доводы Чацкого его безумию. Чацкий ифамусовское общество несовместимы. Они живут как бы в разныхизмерениях, свет видит в нем сумасшедшего, почитая себя разумным,нормальным. Чацкий же, конечно, свой мир, свои убеждения считаетнормой и в окружающих видит лишь сосредоточие пороков: ...Из огнятот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышитвоздухом, одним, И в нем рассудок уцелеет."Так! Отрезвился я сполна!" восклицает Чацкий в конце комедии. Чтоже это поражение или прозрение? Да, конец у этого произведениядалеко не веселый, но прав Гончаров, сказавший о финале так:"Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередьсмертельный удар качеством силы свежей".После скандала в доме Фамусовых, Чацкий уезжает. Его отъезд этоформа протеста, хотя и пассивная. Таким образом, он оставилторжествующего Молчалина, который теперь будет с еще большейосторожностью прокладывать себе дорогу к власти, богатству, славе.Однако Молчалина нельзя назвать победителем, так как Чацкийостался морально выше. Дальнейшие скитания Чацкого не изображеныв комедии, но, на мой взгляд, его судьба предрешена. Скорее всего,Чацкий оказался среди тех, кто вышел 14 декабря на Сенатскуюплощадь. Затем вместе со всеми, принимавшими участие в заговоре,вернулся из ссылки только после смерти Николая в 1856 году, если,конечно он не погиб в день восстания.Интересно, что спустя полвека после создания "Горе от ума", в 80-егоды М.Е. Салтыков-Щедрин вновь вывел Молчалина на сцену вочерке "Господа Молчалины". Социально ориентированный художникне случайно обратился к этому литературному герою. Он увидел вМолчалине одну из самых страшных фигур русского общества. В очеркеЩедрина Молчалин предстает уже вельможей, добившимся "степенейизвестных". Он смог приспособиться к русской жизни и прошел поней, достигнув в конце пути желанных вершин ("Возвысился,унижаясь, - писал о нем К. Полевой).Удивительно, что и сейчас невозможно читать без волнения остраданиях Александра Андреевна Чацкого. Грибоедову, может быть,впервые в русской литературе удалось создать действительнореалистический образ положительного героя, героя Своего времени. Итрудно представить, что стало бы с нашим обществом, если бы в нем небыло бы таких людей, как А. А. Чацкий, ведь именно им мы обязанысвоим образованием, интеллектом, свободе, в общем, всем, что мыдостигли в процессе борьбы. Так как именно Чацкий стремился клучшему и верил, что это лучшие можно достигнуть, лишь протестуяпротив устаревших, закостенелых принципов, установленных вобществе.