Тема предназначения поэта и поэзии является традиционной длярусской литературы. Она прослеживается в творчестве Державина, Кюхель-бекера, Рылеева, Пушкина , Лермонтова. Некрасов не исключение. Некра-сов уделяет большое внимание предназначению поэта и поэзии, их роли вжизни общества.
Кюхельбекер первым до Пушкина и Лермонтова назвал поэта "про-роком". Положение пророка призывало поэта находиться над толпой вборьбе за идеалы свободы, добра и справедливости, не обращая вниманияна нападки. Пушкин, близкий к декабристским кругам, после разгромавосстания 1825 года написал своего "Пророка", сходного по духу с Кю-хельбекеровским. Глас бога взывает к поэту:
Восстань пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
Идут годы. Когда наступает пора творческой зрелости М.Ю.Лер-монтова, его пророк уже другой. Он также наделен божьим даром всевиде-ния, но если пушкинский пророк идет к людям, стремится донести до нихблизкие поэту идеалы, то лермонтовский бежит от людей в пустыню. Видяих пороки, он не находит в себе сил для борьбы. Поэт Некрасов - этопророк, которого к людям "послал бог гнева и печали", его путь тер-нист, потому что поэт проходит этот путь с карающей лирой в руках, не-годуя и обличая. Поэт понимает, что снискать всеобщую любовь таким об-разом невозможно: "Его преследуют хулы: он ловит звуки одобренья не всладком ропоте хвалы, а в диких криках озлобленья".
Но его позиция: "Не может сын глядеть спокойно на горе материродной", - есть позиция поэта-гражданина, продолженная потом Л.Н.Толс-тым: "Не могу молчать!"
Наиболее полно некрасовское кредо изложено в стихотворении"Поэт и гражданин" (1856 г.). написанное в форме диалога, оно предс-тавляет собой полемику с широко распространенными в то время взглядамина искусство как на нечто возвышенное, чуждое земным страданиям.
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуком сладких и молитв.
Главная мысль, которая утверждается Некрасовым в этом споре,звучит как лозунг, как призыв: "Поэтом можешь ты не быть, но граждани-ном быть обязан".
Эта тема звучит и в стихотворении "Элегия", которое прямо на-чинается строками:
Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая страдания народа
И что поэзия забыть ее должна,
Не верьте, юноши, не стареет она.
В стихотворении "Сеятелям" Некрасов призывает молодежь сеять"разумное, доброе, вечное", так как семена разума, просвещения обяза-тельно дадут всходы, за которые "спасибо вам скажет сердечное Русскийнарод".
Идеал поэта, борца за свободу, рисует Некрасов в поэме "Комуна Руси жить хорошо" в образе Гриши Добросклонова, которому "судьбаготовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Си-бирь".
Прототипом для создания образа Гриши Добросклонова является,безусловно, Добролюбов, о котором Некрасов в стихотворении, посвящен-ном третьей годовщине его смерти, сказал:
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!
В произведениях Некрасова очень часто встречаются размышленияо Музе, которая вдохновляла его творчество и которой он служил ("Му-за", "Вчерашний день, часу в шестом", "Угомонись, моя Муза задорная!","О, Муза! Я у двери гроба" и другие). Причем перед нами возникает необраз прекрасной женщины, богини, а образ страдающей крестьянки:
Вчерашний день, часу в шестом
Зашел я на Сенную.
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни слова из ее груди,
Лишь бич свистел, играя,
И Музе я сказал: смотри-
Сестра твоя родная.
Эта "кнутом иссеченная Муза", "Муза мести и печали" проходитчерез все творчество поэта.
В заключение хотелось бы сказать еще раз о поэтическом завеща-нии поэта, об "Элегии", тема которого сопоставима, пожалуй, с "Памят-ником" А.С.Пушкина. Это тема посмертной славы:
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру, неведомый ему,
Но я ему служил - и сердцем я спокоен...
И действительно, имя поэта прочно вошло в анналы русской поэ-зии и навсегда останется в сердце и памяти народной.Н.А.Некрасов.