понедельник, 27 января 2020 г.

Жанр антиутопии в русской литературе (/ вариант)

Жанр антиутопии в русской литературе (/ вариант)

Что будет завтра, к чему я иду? Вопрос, вечно волнующий чело-веческий разум. Завтра наступает, а ответа нет. Будущее, как недо-стижимый горизонт, неизменно остается загадкой для человека.Дни складываются в годы, годы образуют века, а человеческоесознание настойчиво пытается приподнять завесу, отделяющую на-стоящее от будущего. Такова уж натура человека, что не хочет оншагать в неизвестность (она страшит его), а потому необходимыему мифы, сказки, фантастические образы (утопии и антиутопии),теории завтрашнего дня, где выражается его не всегда осознаннаямечта о счастливом будущем.Нужда в переосмыслении прошлого и настоящего, в моделиро-вании будущего общества особенно остро встает в критические пе-риоды истории, когда люди осознают, что больше нельзя жить так,как они жили до сих пор.И первыми откликаются на требования времени люди мысля-щие, обладающие богатым воображением и тонкой интуицией: пи-сатели, поэты, философы, ученые. Они отдают свои силы и знанияпоиску истины, создают новые модели будущего, побуждают чело-века к действию и предостерегают от неверных шагов.Мечты о "золотом веке", о построении совершенного обществанашли свое выражение в утопиях - несбыточных, неосуществи-мых, идеальных моделях будущего. Самыми известными создате-лями утопических теорий являются Томас Мор (автор книги "Уто-пия"), Кампанелла, Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн.В русской литературе идею утопического социализма наиболееполно отразил Н. Г. Чернышевский в романе "Что делать?", кото-рый был опубликован в 1863 году. В России XIX века, в периодобострения социальной и политической борьбы, бунтующие умыискали новые идеалы, создавали новых героев.Общество будущего, спроектированное Н. Г. Чернышевским,основано на социалистических принципах свободы, труда, равенст-ва. Люди, строящие его, такие, как Лопухов, Кирсанов, Вера Пав-ловна, Рахметов, - это целеустремленные, бескорыстные, высоко-нравственные личности. Их цель - мир счастливых людей, креп-ких нравственно и физически. "Здесь нет ни воспоминаний, ниопасений нужды или горя; здесь только воспоминания вольноготруда в охоту, довольства, добра и наслаждения, здесь и ожиданиятолько всего того же впереди".Однако чтобы достичь гармонии, о которой мечтает Достоев-ский, нужно совершить великие перемены как в окружающем ми-ре, так и в самом человеке. Да, человек может сконструировать ма-шины и поставить их себе на службу, сделать плодородными без-жизненные пустыни. Но как быть с самим человеком? Удастся лиему когда-нибудь избавиться от своих пороков, переступить черезжадность, корысть, зависть, лень? Если да, то кем станет человекбез столь свойственных ему человеческих слабостей? Богом илиЗверем? Что же это будет за мир такой, где царит только радость идовольство, где нет противоречий и извечной борьбы добра со злом,без которой жизнь человека скучна и бессмысленна?Да и возможно ли построение такого общества? Жизнь показа-ла, что нет.Но вот наступил XX век. Он принес с собой новые проблемы. Ихосмысление и моделирование завтрашнего дня нашли свое отраже-ние в антиутопиях. В отличие от утопии, то есть идеально хороше-го общества, антиутопии проливают свет на эпоху, в которой ониродились, отражают ее страхи и надежды, ставят человека переднравственным выбором. Героем антиутопий зачастую становитсячеловек, который пробует строить свою жизнь согласно представле-нию о духовной гармонии, не совпадающей с окружающей его дей-ствительностью. К числу наиболее известных антиутопий относят-ся "Чевенгур" и "Котлован" А. Платонова, "О дивный новый мир"О. Хаксли, "Скотный двор" и "1984" Дж. Оруэлла, "Мы" Е. Замя-тина. Читая эти произведения, мы думаем не о грядущих столети-ях, а о том, что тревожит нас сегодня.В романе Е. Замятина "Мы" прежде всего привлекает вниманието, с какой точностью автор описал наше время, изобразив государ-ство технократии и предсказав развитие техники, освоение косми-ческого пространства.Но гораздо важнее те нравственные проблемы, которые поста-вил писатель в своем произведении.Математически рациональный, "до зубов" механизированныймир, изображенный в романе Замятина "Мы", мир Единого Госу-дарства отгорожен Зеленой Стеной из прозрачного стекла от "нера-зумного, безобразного мира деревьев, птиц, животных". ОбитателиЕдиного Государства уже давно, не люди. Это числа, запрограмми-рованные машины, управляемые всемогущей рукой Благодетеля,ведущего их к великой цели - победе разума над Вселенной. Всеони винтики одного слаженно работающего механизма. Здесь дей-ствует закон организованной людской массы: я - ничто, мы - си-ла.И Оруэлл в романе "1984" показал тоталитарное государствоОкеанию, в котором над гражданами безгранично господствуетмощный партийный аппарат. Слежке, постоянному наблюдениюподвергаются не только тела, но и мысли граждан Океании. Кудани посмотришь, повсюду наталкиваешься на "недремлющее" окоСтаршего Брата. В государстве Океания без труда угадывается си-луэт недалекого прошлого нашей страны.Бездуховность, обезличивание, потеря человеческой индивидуа-льности в тоталитарном обществе - вот чего боялись и от чего пре-достерегали писатели в своих романах о будущем.Авторы антиутопий не только создают образ будущего, но иразъясняют, какой ценой достигнуто общее благоденствие, на ка-ких принципах строится "земной рай". Герои Оруэлла искреннеповерили, что черное - это белое, и вера эта была достигнута не-прерывным изменением прошлого. Как гласил мудрый (партий-ный) лозунг Океании: "Кто управляет прошлым, тот управляет бу-дущим; кто управляет настоящим, тот управляет прошлым". Унич-тожение прошлого, стирание памяти, избавление от человеческихчувств - вот что лежит в основе этих обществ. И эти принципыоказываются настолько жестокими, несправедливыми, что возни-кает вопрос: а нужно ли человечеству общество, построенное такойценой? Нужен ли рай, дорога к которому вымощена черепами? И вглубинах сознания некоторых героев романов возникает пугающее,необъяснимое чувство, сомнение, желание быть пусть несовершен-ным, но человеком, а не "умным числом". И, может быть, в рам-ках антиутопии снова рождается утопия, миф о будущем. Поэтомугерой "1984" Уинстон посвящает свой дневник будущему или про-шлому - времени, когда "мысль свободна, а люди отличаютсядруг от друга и живут не в одиночку". И герой замятинского рома-на Д-503 также убеждается, что в нем не умерла душа, не выветри-лась фантазия (пусть он и испытывает от этого непреодолимыйужас). Тем самым авторы антиутопий, рассмотрев очертания тота-литарных технократических режимов, указывают на противодейст-вие, которое зарождается в недрах режима, сделавшего все, чтобывытравить идею свободы.Антиутопия кажется обращенной в будущее, так как в ней всег-да присутствуют элементы фантастики. Но это, скорее, летописьсобытий настоящего времени, свидетельство того, что обществоблизко к катастрофе. Это не пессимистический прогноз, а преду-преждение человечеству...Мы стоим на пороге XXI века. И нам предстоит строить новоеобщество. Можно "разрушить до основания" старый мир, встрях-нуть его прах с наших ног". Но нельзя построить будущее, начистоотбросив прошлое, его ошибки и достижения. Октябрь 1917 года исовременная история России доказывают это. И прав был НиколайГумилев, сказав:Солнце, сожги настоящееВо имя грядущего,Но помилуй прошедшее.Каким будет XXI век? Что принесет он человечеству?Боль и тревога сегодняшнего дня - Чернобыль, локальные вой-ны, загрязнение окружающей среды, новые, неизученные болезнии многое другое.Но человек надеется. Ибо, утратив надежду, он теряет все. Поэ-тому спасение человека в его вере и духовном развитии.Есть одна проблема -Одна - единственная в мире -Вернуть людям духовное содержание,Духовные заботы.А. Септ-ЭкзюпериТак каким будет будущее?Кто даст ответ?!