вторник, 28 января 2020 г.

М. Горький современное отношение ктворчеству М. Горького

М. Горький современное отношение ктворчеству М. Горького

Максим Горький признавался: "Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса:что хочу написать, как написать и для чего написать". Слова хорошие, но всегда ли писатель был искренен в своем выборе?Недавно я узнал, что Горький вносил большие суммы в партийную кассу большевиков и был одним из главных, выражаясь современным языком, их спонсоров. Думаю, что пролетарское происхождение писателя, его бродячая жизнь в юности и раннее знакомство с революционерами способствовали тому, что Алексей Максимович близко сошелся с людьми, которые поставили своей целью полностью изменить мир путем насилия.Но эти связи очень сильно отразились и на его творчестве. В наследии любого писателя что-то может нравиться, а что-то нет. Одно оставит равнодушным, а другое приведет в восторг. И это тем более верно для огромного и разнообразного творчества М, Горького.Ранние его произведения — романтические песни и легенды — уже суть проявления настоящего таланта. Это подлинное искусство — возвышенный слог и сказочная метафоричность песен о Соколе и Буревестнике. Из них вошли в наш лексикон многие выражения. "Безумство храбрых — вот мудрость жизни!", "Рожденный ползать — летать не может!" и другие.Легенды о Ларре и Данко, взятые отдельно, являются замечательными образцами романтической сказки. Великий мастер сумел соединить их в одном произведении — "Старуха Изергиль", героиня которого тоже, кажется, взята из легенды.Центральной книгой М. Горького долгое время считался роман "Мать". Главным доказательством этому суждению служили слова Ленина о своевременности романа, поскольку многие рабочие участвовали в революции несознательно.Но если художественные достоинства литературы мерить только политической направленностью, она вымрет, выродится. И в этом романе чувствуется, что Горький — выдающийся писатель. Страницы, посвященные переживаниям Ниловны, например, оставляют очень сильное впечатление. Образ же Павла кажется довольно ходульным. Думая о ненависти революционеров к правительству, удивляешься мягкости ответной реакции. В "тесной" тюрьме сидят в камерахвсего по трое-четверо, книги читают, свободно разговаривают, передачи принимают без ограничений.Тут же вспоминаются страшные картины сталинских лагерей, нарисованные в произведениях Шалимова, Солженицына, Домбров-ского и других. Можем сравнить и с тем, что сейчас творится в наших местах заключения.И как подумаешь, что к этому привели страну такие непримиримые революционеры, как Павел Власов...Но самое главное, что делает роман "Мать" неприемлемым для нас — это оправдание идеи насилия, необходимости революционного диктата. С бедностью, неграмотностью, несправедливостью нужно было бороться, но не кровавым террором. И не такими представителями народа, как горьковский Сатин (пьеса "На дне") или Челкаш {рассказ "Чел-каш"), надо было заменять горьковских же Артамоновых или Гордеевых ("Дело Артамоновых", "Фома Гордеев"). А именно это и случилось.После романа "Мать" писатель создал еще немало выдающихся произведений, например трилогию о своей жизни. Но сотрудничество с новой властью немало повредило ему. И я порой думаю, как же Горький отвечал на свои три вопроса, когда писал о работе заключенных на Беломоро-Балтийском канале?Мне интересно читать книги Алексея Максимовича. Не правы те, кто говорит о том, что нужно отбросить его за ненадобностью. Они видят в его творчестве одно плохое. Оно и вправду было противоречивым. Однако, как сказал индийский писатель Р. Тагор, если закрыть дверь перед ложью, то как в нее войдет истина?Поэтому не будем закрывать двери, пусть судьей станет время. Но я думаю, Горький — великий писатель и заслужил право навсегда остаться в памяти людей.