вторник, 28 января 2020 г.

Поединок человека с судьбой в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова

Поединок человека с судьбой в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю.  Лермонтова

Все философы, на протяжении двух с половиной тысяч лет всегда уделяли внимание проблеме судьбы, рока, действующего вне зависимости от наших желаний и устремлений.

Стоило людям задуматься о собственном предначертании, как встал вопрос о судьбе, о том, что существуют некие внешние силы, управляющие поступками людей, всей их жизнью.

Все мировые религии говорят о некоем божественном предназначении, предписании свыше, чему нужно следовать во что бы то ни стало.

Многие философские школы, как в прошлом, так и сейчас рассматривают проблему судьбы как нечто непостижимое, таинственное, мистическое.

Если мы обратимся к древнегреческой мифологии, которую принято считать предтечей философии, то увидим, что даже верховного бога Олимпа Зевса-громовержца, повелевавшего всеми и вся в мире, превосходили богини Мойры, которые плели нити судьбы независимо от желаний или поступков богов и Зевса в том числе.

Дать полное определение такому понятию, как судьба, крайне сложно. "Судьба" - это предопределение, неизбежность, неотвратимость, зависимость от какой-либо таинственной силы свыше. К ней применимы разные эпитеты: злая судьба, трагическая судьба, судьба как стечение обстоятельств, милостивая судьба - каждый вкладывает в понятие судьбы что-то свое.

Пушкин особенно внимателен к вопросам судьбы. Большинство персонажей или противопоставляют себя судьбе, вступая в спор, бросая вызов, или подчиняются своей неизбежной участи. С точки зрения поэта, счастье или несча-стье, но в соответствии с судьбой, равно приносят состояние свободы. Можно играть с судьбой, искушая ее, в надежде убедиться, что она помнит о тебе, но нельзя подчинить себе судьбу.

Героев Пушкина можно условно разделить на две разные категории: играющие с судьбой, жаждущие предельной полноты жизни, а значит, свободные; и расчетливые, самоуверенные вступающие в поединок с судьбой, но обреченные на гибель, так как подчинили себя абстракциям, "неподвижным идеям". К первой категории можно отнести Дон Гуана ("Каменный гость"), Вальсингама ("Пир во время чумы"), ко второй Германна ("Пиковая дама") и Сальери ("Моцарт и Сальери").

Герои Лермонтова также пытаются пойти наперекор судьбе, вступая с ней в спор. Среди персонажей лермонтовских произведений также можно выделить два типа: демонический и гармонический. У каждого из них свои мотивы поединка с судьбой. Героев демонического склада (Печорин, Демон) безысходность и бесцельность существования побуждали не дорожить жизнью и идти по краю пропасти. Они хотят обмануть судьбу, как Сальери и Германн. Гармонические герои (Мцыри, например) в поединке с судьбой завоевывают свободу. В этом Мцыри близок героям Пушкина, мечтающим о разрушении преград, ограничений человеческих возможностей (Гуан, Вальсингам). Рассмотрим на конкретных примерах различные категории героев Пушкина и Лермонтова, осмелившихся на спор с роком.

Дерзкий вызов бросает судьбе Дон Гуан - легендарный соблазнитель в трагедии Пушкина "Каменный гость". Вернувшись тайно в Мадрид, Дон Гуан случайно оказывается в окрестностях Антониева монастыря - места, где он встречает Дону Анну, и, охваченный любовным азартом, во что бы то ни стало намеревается добиться у нее согласия на свидание. Вначале Дон Гуан пользуется застывшими любовными признаниями, что, по Пушкину, недостойно поединка с судьбой. Но, желая соблазнить Дону Анну, Дон Гуан готов умереть у ног возлюбленной, он испытывает такой восторг любви, что готов обнять весь мир. Такой Гуан уже способен не подчинять себя судьбе, а играть с ней, стремясь перейти границу дозволенного.

Охваченный любовным восторгом от предстоящей встречи, Дон Гуан бросает вызов року, велит явиться статуе убитого им командора и "стать у двери на часах". Тем самым герой прикасается к тайне счастья и гроба, любви и смерти. При встрече с командором он не трусит, а мужественно принимает пожатье "каменной десницы".

Ю. Лотман назвал гибель Дон Гуана самоубийством человека. Но эта гибель не страшит, а наоборот, утверждает идею о свободе личности.

Если, несмотря на дерзость, в Дон Гуане "страх живет" пред "тайной гроба", то Вальсингам ("Пир во время чумы") победил его. В небольшом местечке Шотландии разразилась страшная беда: эпидемия чумы стала косить лю-дей. Но назло чуме устроен пир. Председатель пира Вальсингам поет наперекор всему "буйную вакхическую песню, рожденную за чашею кипящей". Он вызывает чуму на бой, так как победил страх и получил в награду полную свободу, презирающую опасность. Вальсингам не столько спорит с роком, сколько смело принимает его. При внешней противоположности священник, осуждающий молодых людей, на самом деле стремится к тому же - победить страх смерти. И Вальсингам, и священник идут к одной цели - к победе над судьбой, над собственной ограниченностью. Оба в состоянии взять на себя ответственность за выбор и говорить с судьбой на равных: и Дон Гуан, и Вальсингам, и священник не стремятся подчинить себе судьбу, исправить в ней что-то. Их вызов оправдан внутренней свободой и готовностью к любому повороту событий, им не страшна случайность. С воцарением свободы все становится возможным.

Так же мужественно спорит с судьбой юноша Мцыри из одноименной поэмы Лермонтова. Как и пушкинские герои, он стремится к беспредельности и на три дня бежит из монастырской тюрьмы. Мцыри убеждается, что десять лет, проведенных в монастыре, в "кельях длинных и молитвах", не изменили его характера; он не отвык в обители от священных слов "отец" и "мать", не забыл, что у него есть родина, что она где-то там, где "в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы". А после поединка с барсом убедился, что в краю отцов был бы "не из последних удальцов". За три "блаженных" дня Мцыри расплатился жизнью, но все же оказался достоин поединка с судьбой.

Не таковы герои другой категории: у Пушкина - это Сальери и Германн, у Лермонтова - Демон, Арбенин, Печорин.

Уверенный в несправедливости мироустройства и определяющий право на жизнь лишь пользой, Сальери намерен все исправить. Он берет на себя право решать, жить или умереть Моцарту. В убийстве Моцарта он ищет изменения своей собственной судьбы, но его надежды рушатся от одной простой мысли - "гений и злодейство не совместимы". В Сальери погибает не только музыкант, но и че-ловек. Он раб абстрактных принципов и не имеет права на диалог с судьбой.

Битая карта в поединке с судьбой выпадает и Герман-ну. Человек "сильных страстей и огненного воображения", он скрытен, честолюбив, азартен в душе, расчетлив, настойчив и последователен в достижении цели. "Будучи в душе игроком, никогда не брал он карты в руки, ибо рассчитал, что его состояние не позволяло ему жертвовать необходимым, в надежде приобрести излишнее".

Однако природа Германна двойственна - он русский немец, холодный расчет борется со страстным воображением. Желая исключить из жизни случай, он становится в то же время единственным, кто поверил в анекдот Томского. Но даже оказавшись в непривычной для него сфере случая, Германн продолжает пользоваться испытанными средствами, рассчитывая каждый шаг. В отличие от Дон Гуана и Вальсингама, Германн несвободен, его действия автоматичны. Даже соблазняя Лизу, он пользуется текстом романа. Германн не рожден для игры с судьбой. Не случайно, когда он идет испытывать свои карты, в другой комнате играют в вист - коммерческую игру, построенную на расчете, игру, которая в большей степени свойственна Германну. Попытка подчинить или изменить судьбу, вторгнуться в мир непредсказуемого не осуществилась еще потому, что Герман-на влекло не желание соприкоснуться с неизвестным, не стремление перейти границы дозволенного, а корыстный интерес: "Деньги - вот чего алкала душа его!". Дорогую цену заплатил герой повести, вступив в спор с судьбой, бро-сая ей вызов. Несвободный герой становится несвободным в крайнем выражении - в сумасшествии его мир сужается до трех карт.

Терпят поражения и "демонические" герои Лермонтова.

Печерин строго судит себя и на вопросы "зачем я жил?", "для какой цели я родился?" отвечает, что "жил, скорее всего, из любопытства". Возможно, было ему "назначение высокое, а в душе его силы необъятные, но он их растратил на приманки страстей, пустых и неблагодарных и стал "топором в руках судьбы". Ощущение бессмысленности жизни и желание вернуть себе интерес к ней через поединок с судьбой, обостряющий чувства, показаны в повести "Фаталист". Сначала Вулич, потом Печорин, испытывают судьбу. У каждого на мгновение возникает иллюзия, что он победитель. Однако это не так. Вулич гибнет, Печори-ну, хотя пуля и просвистела у него над ухом, и удалось взять убийцу живым, не стало отраднее жить, к нему не вернулась вера. Проигрывает и Демон, "печальный дух изгнанья", решивший воскреснуть через любовь, но погубивший свою надежду и еще более ожесточившийся. Так же и Арбенин, увидевший в Нине спасение от бесцельной и пошлой светской жизни, не смог обмануть судьбу и повел себя с ней по законам своей прежней жизни. Таким образом, герои, пытающиеся обмануть судьбу, терпят фиаско.

Проанализировав истории различных пушкинских и лермонтовских героев, решившихся на спор с судьбой, можно сделать вывод, что, с точки зрения поэтов, достойна поединка с роком только свободная личность, влекомая желаниями соприкоснуться с тайной жизни и смерти. Те же,

кто мечтает не о диалоге с судьбой, а об исправлении ее или о каких-то с ней счетах, достойны сожаления.