вторник, 28 января 2020 г.

Мой М. А. Булгаков ("Люди как люди")

Мой М. А. Булгаков (

Для меня М. А. Булгаков является одной из величайших зага-док человеческого гения. Все без исключения его творения выделя-ются из огромной массы произведений XX века. Они слишком не-похожи на других, оригинальны и неожиданны, чтобы быть неуз-нанными. Спектр проблем, поднимаемых писателем в произведени-ях, необычайно широк и разнообразен. Чувствуется, что он любитчеловека, искренне интересуется всеми проявлениями человече-ской натуры, порой нелицеприятными. В булгаковских произведе-ниях есть любовь и ненависть, жадность и бескорыстие, Бог и дья-вол. Произведением, ставшим вершиной его художественного ге-ния, явился роман "Мастер и Маргарита". За него Булгаков борол-ся до конца жизни. Роман вобрал в себя все философские, нравст-венные и социальные проблемы, интересующие писателя, стал гло-бальным историческим трудом, затребовавшим долгой и кропотли-вой архивной работы.Однако для меня это произведение интересно не столько как ве-ликолепный исторический труд и щемящая любовная драма,сколько как блистательное сатирическое произведение, раскрыв-шее один из интересных периодов в истории нашей страны, не по-хожий ни на один известный ранее и имеющий свой ни на что непохожий стиль жизни, - период нэпа.Булгаков неподражаем как сатирик. Невозможно без улыбкичитать портретное описание героев, с которыми связана сатириче-ская линия романа. А чего стоит сценка погромов в Торгсине иГрибоедове, устроенных неразлучной парочкой Коровьевым и Беге-мотом. Эти сцены необычайно красочны и живы, Булгаков язвите-льно насмехается над существующим порядком, когда важным ста-новится не человек, а его документы.Коровьев на требование предъявить его писательское удостове-рение изрекает: "Чтобы убедиться в том, что Достоевский - писа-тель, неужели же нужно спрашивать у него удостоверение?" А всцене в Торгсине он произносит душещипательную тираду о защи-те прав "бедного человека, горемыки" и призывает бить иностран-цев, произнося "глупейшую, бестактную и, вероятно, политическивредную вещь". И, как это ни странно, он находит сторонниковсреди посетителей гастронома: тщедушный старичок бросает куле-чек с миндальными пирожными и бьет иностранца по голове.Булгаков словами Воланда говорит: "Люди как люди... и мило-сердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди". И дей-ствительно, на протяжении романа эти самые жестокие, глупые ипошлые люди проявляют признаки человеческого сочувствия идоброты: публика просит Воланда вернуть голову Бенгальскому,молящему о помощи; милосердная фельдшерица Прасковья Федо-ровна заботится о каждом больном клиники доктора Стравинского.Воланд прощает людям многие слабости потому, что они - лю-ди - были такими испокон веков. Во все времена главными люд-скими пороками были жадность и трусость. С древности за деньгипокупалось все: любовь, дружба, честь и совесть. Иуда продал Хри-ста за тридцать сребреников. Превыше денег ценилась лишьвласть; боязнь потерять власть заставила Понтия Пилата отречьсяот Иешуа, ставшего ему близким человеком. Да и в современномавтору мире деньги являются главной движущей силой. Взяточни-чество процветает повсеместно. Ради денег люди в цирке готовыбыли прыгать с бельэтажа на сцену, драться, давить женщин и де-тей, идти куда угодно, хоть к дьяволу в гости (буфетчик варьетеАндрей Фомич Соков добрался до самого Воланда, желая получитьденьги). Ради спрятанных дома богатств валютчики из сна Никано-ра Ивановича готовы неделями сидеть на полу в театральном зале,есть суп и слушать монологи из "Скупого рыцаря". Воланд проща-ет их, он говорит: "Любят деньги, но ведь это всегда было... квар-тирный вопрос только испортил их..." А уж ради решения жилищ-ной проблемы современные люди идут на все: Алоизий Могарычдоносит на своего соседа Мастера; киевский дядя Берлиоза Макси-милиан Андреевич Поплавский не скорбит о племяннике, его мыс-ли заняты лишь освободившейся жилплощадью; многочисленныепросители дают взятки председателю жилтоварищества; и наконец,Воланд рассказывает Маргарите историю об одном очень изобрета-тельном "квартирном проныре", который в рекордно короткийсрок обменял трехкомнатную квартиру на шесть комнат в разныхконцах Москвы.Несмотря на все людские пороки, Булгаков не считает себявправе осуждать их. Ведь наряду с ложью и предательством средилюдей существует чистая любовь, теплота и бескорыстная дружба.И пока существуют эти прекрасные вечные чувства, у человечестваесть шанс исправиться и стать лучше. Писатель награждает Масте-ра и Маргариту за стойкость их любви, он дарует им покой.Долгое время произведения великого писателя, драматурга и са-тирика XX века М. А, Булгакова находились под запретом. Его су-дьба продолжила собой бесконечную цепь судеб талантливых, неор-динарных личностей, к которым признание приходит лишь послесмерти. Гонимый, обездоленный, Мастер проходит путь своего со-здателя: его бесценная рукопись попадает в руки пошлых и ограни-ченных людей, его практически уничтожают. Булгаков оказалсясильнее своего героя, он не отрекся от своего детища и до концажизни боролся за него. Для меня М, А. Булгаков всегда был и оста-нется Мастером с большой буквы.