пятница, 31 января 2020 г.

Тема революции и гражданской войны А.А.Фадеева, И.Э.Бабеля, Б.Л.Пастернака, М.А.Булгакова

Тема революции и гражданской войны А.А.Фадеева, И.Э.Бабеля,  Б.Л.Пастернака, М.А.Булгакова

Тема революции и гражданской войны надолго стала одной из главныхтем русской литературы XX века. Эти события не только крутоизменили жизнь Российской империи, перекроили всю карту Европы,но изменили и жизнь каждого человека, каждой семьи. Гражданскиевойны принято называть братоубийственными. Братоубийственна посвоей сути любая война, но в гражданской эта ее суть выявляетсяособенно остро. Ненависть нередко сталкивает в ней людей, родных покрови, и трагизм здесь предельно обнажен. Осознание гражданскойвойны как национальной трагедии стало определяющим во многихпроизведениях русских писателей, воспитанных в традицияхгуманистических ценностей классической литературы. Это осознаниепрозвучало, может быть, даже не до конца понятое автором, уже вромане А.Фадеева "Разгром", и сколько бы ни искали в немоптимистическое начало, книга прежде всего трагична - поописываемым в ней событиям и судьбам людей. Философски осмыслилсуть событий в России начала века спустя годы Б.Пастернак в романе"Доктор Живаго". Герой романа оказался заложником истории, котораябезжалостно вмешивается в его жизнь и разрушает ее. В судьбе Живаго- судьба русской интеллигенции в XX веке. Во многом близок к поэзииБ.Пастернака и другой писатель, драматург, для которого опытгражданской войны стал его личным опытом, - М.Булгаков. Мнехотелось бы подробнее остановиться на его пьесе "Дни Турбиных".Это произведение стало живой легендой XX века. Пьеса рождаласьнеобычно. В 1922 году, оказавшись в Москве после Киева иВладикавказа, после опыта работы врачом, М.Булгаков узнает о том,что в Киеве умерла его мать. Эта смерть послужила толчком к началуработы над романом "Белая гвардия", а уже потом из романа рождаетсяпьеса. В романе и в пьесе отражены впечатления М.Булгакова от жизнив Киеве, его родном городе, в страшную зиму 1918-19 годов, когдагород переходил из рук в руки, звучали выстрелы, судьбу человекарешал ход истории. В центре пьесы - дом Турбиных. Его прообразом вомногом стал дом Булгаковых на Андреевском спуске, сохранившийся донаших дней, а прототипами героев - близкие писателю люди. Такпрототипом Елены Васильевны была сестра М.Булгакова, ВарвараАфанасьевна Карум. Все это и придало булгаковскому произведению туособую теплоту, помогло передать ту неповторимую атмосферу, котораяотличает дом Турбиных. Дом их - это центр, средоточие жизни, причемв отличие от предшественников писателя, например, поэтов-романтиков, символистов начала XX века, для которых уют и покойбыли символом мещанства и пошлости, у М.Булгакова Дом - этосредоточие духовной жизни, он овеян поэзией, его обитатели дорожаттрадициями Дома и даже в трудное время стараются их сохранить. Впьесе "Дни Турбиных" возникает конфликт между человеческой судьбойи ходом истории. Гражданская война врывается в дом Турбиных,разрушает его. Емким символом становятся не раз упоминаемыеЛариосиком "кремовые шторы" - именно эта грань отделяет дом отохваченного жестокостью и враждой мира. Композиционно пьесастроится по кольцевому принципу: действие начинается изаканчивается в доме Турбиных, а между этими сценами местомдействия становятся рабочий кабинет украинского гетмана, из которогосам гетман бежит, бросая людей на произвол судьбы; штабпетлюровской дивизии, которая входит в город; вестибюльАлександровской гимназии, где собираются юнкера, чтобы дать отпорПетлюре и защитить город. Именно эти события истории крутоизменяют жизнь в доме Турбиных: убит Алексей, искалечен Николка,да и все обитатели турбинского дома оказываются перед выбором.Горькой иронией звучит последняя сцена пьесы. ‚лка в доме,крещенский сочельник 18-го года. В город входят красные войска.Известно, что в реальной истории два этих события не совпадали повремени - красные войска вошли в город позже, в феврале, ноМ.Булгакову необходимо было, чтобы на сцене была „лка, самыйдомашний, самый традиционный семейный праздник, который лишьострее дает почувствовать близкое крушение этого дома и всегопрекрасного, создававшегося веками и обреченного мира. Горькойиронией звучит и реплика Мышлаевского: после того, как Лариосикпроизносит слова из чеховской пьесы "Дядя Ваня" - "Мы отдохнем, мыотдохнем..." - слышатся далекие пушечные удары, в ответ на нихследует сказанное Мышлаевским ироническое: "Так! Отдохнули!.." Вэтой сцене с особой наглядностью видно, как история врывается вжизнь людей, как XIX век с его традициями, укладом жизни, жалобамина скуку и несобытийность сменяет век XX, наполненный событиямибурными и трагическими. За их громовой поступью не слышен голосотдельного человека, обесценена его жизнь. Так через судьбу Турбиныхи людей их круга М.Булгаков раскрывает драматизм эпохи революции игражданской войны.Особо следует остановиться на проблеме нравственного выбора в пьесе.Перед таким нравственным выбором оказывается главный геройпроизведения - полковник Алексей Турбин. Его главная рольсохраняется в пьесе до конца, хотя убитым его приносят в концетретьего акта, а весь последний четвертый акт происходит после егогибели. В нем полковник присутствует незримо, в нем он, как и прижизни, выступает как главный нравственный ориентир, олицетворениепонятия о чести, ориентир для других. Выбор, перед которым оказалсяАлексей Турбин в момент, когда подчиненные ему юнкера готовысражаться, жесток - либо сохранить верность присяге и офицерскуючесть, либо сберечь жизнь людей. И полковник Турбин отдает приказ:"Срывайте погоны, бросайте винтовки и немедленно по домам". Выбор,сделанный им, дается кадровому офицеру, "вынесшему войну сгерманцами", как он сам говорит, бесконечно трудно. Он произноситслова, которые звучат как приговор ему самому и людям его круга:"Народ не с нами. Он против нас". Признать это тяжело, отступиться отвоинской присяги и предать честь офицера еще тяжелее, нобулгаковский герой решается на это во имя высшей ценности -человеческой жизни. Именно эта ценность оказывается высшей всознании Алексея Турбина и самого автора пьесы. Совершив этотвыбор, командир ощущает полную безысходность. В его решенииостаться в гимназии - не только желание предупредить заставу, но иглубинный мотив, разгаданный Николкой: "Ты, командир смерти отпозора ждешь, вот что!". Но это ожидание смерти не только от позора,но и от полной безысходности, неотвратимой гибели той России, безкоторой такие люди, булгаковские герои, не представляют себе жизни.Пьеса М.Булгакова стала одним из наиболее глубоких художественныхпостижений трагической сущности человека в эпоху революции игражданской войны.