среда, 29 января 2020 г.

Женские образы и судьбы в русской классической литературе (1 и 2 половина xix века)

Женские образы и судьбы в русской классической литературе (1 и 2  половина xix века)

Русская литература всегда отличалась глубиной своего идейногосодержания, неустанным стремлением разрешить вопросы смыслажизни, гуманным отношением к человеку, правдивостью изображения.Русские писатели стремились выявить в женских образах лучшие черты,свойственные нашему народу. Ни в одной литературе мира мы невстретим таких прекрасных и чистых женщин, отличающихся верным илюбящим сердцем, а также своей неповторимой душевной красотой.Только в русской литературе обращается так много внимания наизображение внутреннего мира и сложных переживаний женской души.Начиная с XII века, через всю нашу литературу проходит образ русскойженщины-героини, с большим сердцем, пламенной душой иготовностью на великие незабываемые подвиги.Достаточно вспомнить полный красоты и лиризма пленительный образдревнерусской женщины Ярославны. Она - воплощение любви иверности. Ее печаль в разлуке с Игорем совмещается с гражданскойскорбью: Ярославна переживает гибель дружины своего мужа и,обращаясь к силам природы, просит помочь не только ее "ладе", но ивсем его воинам. Автор "Слова" сумел придать образу Ярославнынеобыкновенную жизненность и правдивость, Он первый создалпрекрасный образ русской женщины.А.С. Пушкин создал незабываемый образ Татьяны Лариной. Татьяна"русская душою", это автор подчеркивает на протяжении всего романа.Ее любовь к русскому народу, к патриархальной старине, к русскойприроде проходит через все произведение. Татьяна - "натура глубокая,любящая, страстная". Цельная, искренняя и простая, она "любит безискусства, послушная влеченью чувства". О своей любви к Онегину онане говорит никому, кроме няни. Но глубокую любовь к ОнегинуТатьяна сочетает с чувством долга к мужу: Я вас люблю /к -чемулукавить?/ Но я другому отдана, И буду век ему верна.Татьяне свойственно серьезное отношение к жизни, к любви и к своемудолгу, у нее глубина переживаний, сложный душевный мир. Все этичерты воспитала в ней связь с русским народом и русской природой,создавшими поистине русскую женщину, человека большой душевнойкрасоты.Пушкин дал и другой, казалось бы, менее выдающийся образ скромнойрусской девушки. Это образ Маши Мироновой в "Капитанской дочке".Автор сумел показать и серьезное отношение к любви, глубину чувства,которое она не умеет выразить красивыми словами, но верностькоторому сохраняет на всю жизнь. Она готова пойти на все длялюбимого человека. Она способна пожертвовать собой для спасенияродителей Гринева.Нельзя забыть и другой образ женщины, полный красоты и трагизма,образ Катерины в драме Островского "Гроза", в котором, по мнениюДобролюбова, отразились лучшие черты характера русского народа,душевное благородство, стремление к правде и свободе, готовность кборьбе и протесту. Катерина - "светлый луч в темном царстве",исключительная женщина, натура поэтически-мечтательная. Попав ватмосферу лицемерия и ханжества, выйдя замуж за нелюбимогочеловека, она глубоко страдает. Но как ярко вспыхивает ее чувство,когда она в этом "темном царстве" встречает человека, близкого ей посвоим настроениям. Любовь к нему становится для Катериныединственным смыслом жизни: ради Бориса она готова переступитьсвои понятия о грехе. Борьба между чувством и долгом приводит ктому, что Катерина публично кается перед мужем и, доведенная доотчаяния деспотизмом Кабанихи, кончает жизнь самоубийством. Вгибели Катерины Добролюбов видит "страшный вызов самодурнойсиле".Большим мастером в создании женских образов, тонким знатокомженской души и сердца был И.С. Тургенев. Он нарисовал целуюгалерею изумительных русских женщин. Перед нами встает ЛизаКалитина - светлая, чистая, строгая. Чувство долга, ответственности засвои поступки, глубокая религиозность сближают ее с женщинамидревней Руси /"Дворянское гнездо"/.Но Тургенев дал образы и новых женщин! Елены Стаховой иМарианны. Елена - "необыкновенная девушка", она ищет "деятельногодобра". Она стремится выйти из узких рамок семьи на просторобщественной деятельности. Но условия русской жизни того временине допускали для женщины возможности такой деятельности. И Еленаполюбила Писарева, который всю жизнь посвятил делу освобождениясвоей родины. Он увлек ее красотой подвига в борьбе за "общее дело".После его смерти Елена остается в Болгарии, посвящая свою жизньсвятому делу - освобождению болгарского народа от турецкого ига.Подлинным певцом русской женщины был Н.А. Некрасов. Ни одинпоэт ни до Некрасова, ни после него не уделил столько вниманиярусской женщине. Поэт с болью говорит о тяжелой доле русскойкрестьянки, о том, что "ключи от счастья женского утеряны давно". Ноникакая рабски-приниженная жизнь не сможет сломить гордость ичувство собственного достоинства русской крестьянки. Такова Дарья впоэме "Мороз, Красный нос". Как живой встает перед нами образрусской крестьянки, чистый сердцем и светлый.С большой любовью и теплотой пишет Некрасов о женщинах-декабристках, последовавших за своими мужьями в Сибирь. Трубецкаяи Волконская готовы делить с мужьями, пострадавших за счастьенародное, и каторгу, и тюрьму. Их не страшат ни бедствия, нилишения.Наконец, великий революционный демократ Н.Г. Чернышевскийпоказал в романе "Что делать?" образ новой женщины Веры Павловны,решительной, энергичной, самостоятельной. Как страстно рвется онаиз "подвала" на "вольный воздух". Вера Павловна правдива и честна доконца. Она стремится облегчить жизнь очень многих людей, сделать еепрекрасной и необыкновенной. Вот почему многие женщины такзачитывались романом и стремились в своей жизни подражать ВереПавловне.Л.Н. Толстой, выступая против идеологии демократов-разночинцев,противопоставляет образу Веры Павловны свой идеал женщины -Наташу Ростову /"Война и мир"/. Это одаренная, жизнерадостная ирешительная девушка. Она, подобно Татьяне Лариной, близка к народу,к его жизни, любит его песни, деревенскую природу. Толстойподчеркивает в Наташе практичность и хозяйственность. Приэвакуации из Москвы в 1312 году она помогает взрослым укладыватьвещи, дает ценные советы. Патриотический подъем, который пережиливсе слои русского общества при вступлении армии Наполеона вРоссию, охватил и Наташу. По ее настоянию подводы,предназначенные для погрузки имущества, были освобождены дляраненых. Но жизненные идеалы Наташи Ростовой не сложны. Онилежат в семейной сфере.Крупнейшие русские писатели в своих произведениях показали целыйряд замечательных образов русских женщин, раскрыли во всембогатстве их душевные, нравственные и интеллектуальные качества,чистоту, ум, полное любви сердце, стремление к свободе, к борьбе - вотчерты, характерные для образа русской женщины в русскойклассической литературе.