понедельник, 27 января 2020 г.

Разработка исторических сюжетов в творчестве А. С. Пушкина

Разработка исторических сюжетов в творчестве А. С. Пушкина

А. С. Пушкин в своем творчестве очень многогранен, он и тончайший лирик, и философ, и автор увлекательных романов, и учитель гуманизма, и историк. У многих из нас интерес к истории пробуждается после чтения "Капитанской дочки" или "Арапа Петра Великого". Гринев и Маша Миронова стали не только нашими спутниками и друзьями, но и нравственными ориентирами.Исторической теме посвящены поэмы "Полтава" и "Медный всадник", а также драмы "Борис Годунов", "Пир во время чумы","Скупой рыцарь" и "Сцены из рыцарских времен". Не обошлась без этой темы и лирика — ода "Вольность", "Бородинская годовщина". Пушкин выступил и как автор исторических исследований. Его перу принадлежат "История Пугачева", "История Петра" и разнообразные исторические заметки.Интерес к истории у Пушкина был неизменным. Но на различных этапах творческого пути историческая тема разрабатывалась им в разных жанрах и разных направлениях.Петербургский период и период южной ссылки проходит под знаком романтизма. Произведения этой поры проникнуты чувством гордости за великий исторический путь России и романтическим культом великого человека.Но еще лицейское стихотворение "Воспоминания в Царском Селе" представляет собой вдохновенный гимн России и ее военной славе. Здесь упоминаются "Орлов, Румянцев и Суворов, потомки грозные славян", воспевается победа над Наполеоном ("И вспять бежит надменный галл").Классицистическая традиция в изображении исторических событий продолжается в оде "Вольность", написанной в петербургский период. В этом произведении Пушкин как бы обозревает всю мировую историю:Увы! куда ни брошу взор — . Везде бичи, везде железы. Законов гибельный позор, Неволи немощные слезы..."Гибельный позор" (то есть зрелище) трагической истории разных народов — следствие деспотической власти, попрание всех законов. Это понимал еще восемнадцатилетний Пушкин.Лишь там над царскою главой Народов не легло страданье, Где крепко с Вольностью святой Законов мощных сочетанье...Эта тема будет продолжена в "Капитанской дочке", одном из последних произведений. Пушкина. Автор не приемлет "русский бунт — бессмысленный и беспощадный". В оде "Вольность" он одинаково порицает и развязавших революционный террор "галлов", и заговорщиков, убивших Павла I, и тирана Калигулу, и всех "самовластительных злодеев".Пушкин высмеивает Александра I, "властителя слабого и лукавого", его рождественские обещания России. Молодой поэт ставит проблему истинного человеческого величия, он рассматривает исторических деятелей через призму нравственного закона и гуманизма. Эта мысль получила дальнейшее развитие в романе Л. Н. Толстого "Война и мир".Но Пушкин-романтик все-таки называет Наполеона "великим человеком" (стихотворение "Наполеон"), упоминает о нем и в стихотворении "К морю". Совсем по-другому звучит тема Наполеона в седьмой главе "Евгения Онегина". "Петровский замок" назван "свидетелем падшей славы". Наполеон предстает перед нами самодовольным, "счастьем упоенным", "нетерпеливым героем", который только начинает осознавать, что вовсе не цари и полководцы изменяют ход истории. Гроза двенадцатого года Настала ~ кто тут нам помог? Остервенение народа, Барклай, зима иль русский Бог?На этот вопрос отвечает в "Войне и мире" Л. Толстой, хотя в его времена десятая глава пушкинского романа еще не была известна. И в самом названии великой книги Толстого нельзя не увидеть перекличку со словами пушкинского летописца Пимена из "Бориса Годунова". Передавая свой труд Григорию Отрепьеву, он напутствует преемника: Описывай, не мудрствуя лукаво, Все то, чему свидетель в жизни будешь: Войну и мир, управу государей, Угодников святые чудеса...Именно в "Борисе Годунове" впервые у Пушкина историческая тема представлена в реалистическом ключе. Первая русская реалистическая трагедия, написанная в 1825 году, заканчивается знаменитой ремаркой: "Народ безмолвствует". Все персонажи оцениваются в трагедии с точки зрения народа. В этом Пушкин продолжает традиции Шекспира, что и подчеркивается даже строением стиха. Как и в шекспировских трагедиях, в "Борисе Годунове" используется белый пятистопный ямб, имеются также и прозаические вставки.Историческая тема разрабатывается Пушкиным и в других драматических произведениях. Однако не летопись и не события рус-ской истории послужили основой для знаменитых маленьких трагедий. В них использова- -ны предания и традиционные западноевропейские сюжеты.Историческая основа интересует Пушкина прежде всего своей психологической стороной. Так, психологически возможным считал он отравление Моцарта его другом Сальери. Маленькие трагедии на примерах из истории доказывают, что "гений и злодейство две вещи несовместные".Одним из самых сложных, неоднозначных образов в произведениях Пушкина, посвященных историко-психологической теме, является образ Петра I. Петр I — один из центральных героев поэмы "Полтава". Возвеличивая Петра I, рассказывая о героических событиях русской истории, Пушкин не забывает, однако, о моральном, гуманном аспекте исторической темы. Жертвой истории оказывается несчастная Мария Кочубей.В первом прозаическом историческом романе Пушкина "Арап Петра .Великого" Петр I не только "то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник", как в "Стансах", но и заботливый друг, великодушный человек, идеал монарха и семьянина. К сожалению, роман не был закончен, тема Петра в этом произведении не получила дальнейшего развития.Но в 1833 году она нашла свое продолжение в новом стихотворном произведении. Это самая загадочная поэма Пушкина — поэма "Медный всадник". Создавая ее, Пушкин основывался на нескольких преданиях о тени Петра I, являвшейся в Петербурге то Павлу I, то А. Голицыну.Жители Петербурга, верившие этим легендам, считали, что ничто не угрожает их городу, пока в нем стоит памятник Петру. Тема Петра переходит в тему российской государственности, и обращение к истории как бы высвечивает будущее России.Апокалиптическая картина наводнения и гибнущего "Петрополя" служит предупреждением потомкам. Петр I не только создал, сотворил Петербург, но всю "Россию поднял на дыбы". Показывая конфликт государства и личности, Пушкин задает вопрос:Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта ?Итогом размышлений Пушкина над историей, ролью личности и народа в ней, нравственным смыслом исторических событий стала "Капитанская дочка" — главная, на мой взгляд, прозаическая книга Пушкина, работа над которой была завершена в 1836 году и которая вышла в свет за месяц до смерти автора.Своеобразие пушкинской исторической прозы недооценили современники. По мнению Белинского, в "КапитанскоД дочке" изображены "нравы русского общества в царствование Екатерины". Характер же Гринева критик называет "ничтожным, бесцветным". Подобные упреки в слабой разработке характера главного героя возникли от непонимания всей глубины образа Гринева. Ведь он находит единственно правильный путь, приподнимается над "жестоким веком", сохраняя гуманность, человеческое достоинство и любовь к человеку независимо от принадлежности его к той или иной политической группировке.В "исторической метели" Гринев не позволил себе сбиться с дороги. На примере ужасов пугачевщины Пушкин показывает, что "лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений". Это очень умная мысль, к сожалению, не оцененная по заслуге даже нашими современниками.В своей "Истории Пугачева" Пушкин не скрывал ни злодеяний пугачевцев, ни жестокости правительственных войск. А в "Капитанской дочке" образ Пугачева поэтичен, и многие критики, подобно Марине Цветаевой (статья "Пушкин и Пугачев"), считали, что Пугачев нравственно выше Гринева. Но Пугачев потому и рассказывает Гриневу "калмыцкую сказку" об орле и вороне, что хочет прельстить своего собеседника "пиитическим ужасом". У Гринева же свое отношение к кровавым событиям, выраженное в его словах: "Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести".Не "бесцветным", а по-христиански стойким и самоотверженным предстает перед нами любимый герой Пушкина, хотя его "записки" о "бестолковщине времени и простом величии простых людей" (Гоголь) простодушны и бесхитростны.В сущности, пушкинский подход к истории — это и подход к современности. Великий гуманист, он противопоставляет "живую жизнь" политической борьбе.В своей речи о Пушкине Достоевский сказал, что автор "Капитанской дочки" видел в нашей истории, в наших даровитых людях залог "общей гармонии, братского окончательного согласия всех племен по Христову евангельскому закону". Мысль историческая, "мысль народная" в пушкинском творчестве — это мысль, обращенная в будущее.Хочется сказать еще и о том, что история для Пушкина была уроком нравственного величия, уроком высоты человеческого духа. Вот почему историческая тема в творчестве Пушкина тесно соединяется с нравственно-психологической. Этот ракурс в освещении исторических событий стал главным и для последующих писателей, среди которых главное место, конечно же, занимает Лев Толстой, автор великого исторического романа "Война и мир".