среда, 30 сентября 2020 г.

Трагические страницы истории в творчестве А. И. Солженицына (По рассказу "Матренин двор")

Трагические страницы истории в творчестве А. И. Солженицына (По  рассказу

Многие страницы в творчестве Солженицына повествуют обистории России. Эта тема не случайно выбрана автором. В ней онпытается передать все свои знания и переживания того времени.1956 год - это время насилия и деспотии. Народ несет на себетяжелый груз, под которым сгибается спина. Жизненные нравыи условия быта народа будут показаны в его произведениях.Правда, горькая правда жизни не будет скрыта в рассказах Сол-женицына. Произведения писателя пропитаны болью, страданиемлюдей. Читая его рассказы, оставаться равнодушным невозмож-но. Примером является известный рассказ Солженицына "Матре-нин двор", где будет также описана нищета, боль и несправедли-вость.Начинается этот рассказ с того, как учитель математики пыта-ется поселиться в какой-либо деревушке. Объездив несколько дере-вень, ему люба стала та, где жила женщина лет шестидесяти, Мат-рена. Это место было похоже на многие того времени. Оно не отли-чалось богатством, а наоборот, его поглощала бедность.Дом Матрены не светился от чистоты и не был добротно сде-лан: "Дом Матрены стоял тут же, неподалеку, с четырьмя оконца-ми в ряд на холодную некрасную сторону, крытый щепою, на дваската и с украшенным под теремок чердачным окошком. Дом ненизенький - восемнадцать венцов. Однако изгнивала щепа, посе-рели от старости бревна сруба и ворота, когда-то могучие, и про-редилась их обвершка". Автор подробно описал Матренин дом,показав тем самым нищету русского крестьянина. "Просторнаяизба и особенно лучшая приоконная ее часть была уставлена потабуреткам и лавкам - горшками и кадками с фикусами. Они за-полнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой. Ониразрослись привольно, забирая небогатый свет северной стороны.В остатке света и к тому же за трубой кругловатое лицо хозяйкипоказалось мне желтым, больным. И по глазам ее замутненнымможно было видеть, что болезнь измотала ее". Матрену "измоталаболезнь", и это действительно так. Матрена много болела, а ино-гда не вставала с печи. Женщина, которая всю жизнь провела втруде, не видела в жизни ни добра, ни тепла. Пятнадцать лет на-зад она была замужем и имела шестерых детей. Но муж не вер-нулся с войны, а дети один за другим умерли. В этой жизни онабыла одинока: "Кроме Матрены и меня, жили в избе еще: кошка,мыши и тараканы".Эта женщина многое в жизни пережила, но даже не была удос-тоена заслуженной пенсии: "Наворочено было много несправедли-востей с Матреной: она была больна, но не считалась инвалидом;она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заво-де - не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно былотолько за мужа, то есть за утерю кормильца". Такая несправедли-вость царила в то время во всех уголках России. Человек, которыйсвоими руками делает добро для страны, не ценится в государстве,его втаптывают в грязь. Матрена за всю свою трудовую жизнь за-служила пять таких пенсий. Но пенсию ей не дают, потому что онав колхозе получала не деньги, а палочки. А чтобы добиться пенсииза мужа, нужно потратить много сил и времени. Она очень долгособирала бумаги, потратила время, но все зря. Матрена так и оста-лась без денег. Эта нелепость законов скорее вгонит в гроб челове-ка, чем обеспечит его материальное положение.Так несправедлива жизнь к Матрене. Государство не интересу-ется, как живут такие, как Матрена. Показан бюрократический ап-парат, который работает не для человека. Перечеркнут лозунг:"Все для человека". Богатство не принадлежит народу, люди -крепостные у государства. Именно такие проблемы затрагиваетА. И. Солженицын.Главная героиня не имеет даже скота, кроме козы: "Все животыее были - одна грязно-белая криворогая коза". Еда у нее состоялаиз одной картошки: "По воду ходила и варила в трех чугунах: одинчугун - мне, один - себе, один - козе. Козе она выбирала из под-полья самую мелкую картошку, себе - мелкую, а мне - с куриноеяйцо". Болото бедности засасывает людей, а хорошей жизни невидно.Взять случай с торфом: "Стояли вокруг леса, а топки взять бы-ло негде. Рычали кругом экскаваторы на болотах, а только вез-ли - начальству". Это говорит о том, что все достается только тем,кто распределяет, то есть начальству. А воровать приходится чест-ным людям, потому что не остается другого выхода, иначе -смерть. "Что ж, воровали раньше лес у барина, теперь тянули торфу треста". Здесь показана покорность народа. Крестьяне терпятпроизвол и воруют.Но Солженицын показывает не только материальное обнища-ние, но и духовное. У окружающих Матрену людей происходит де-формация нравственных понятий: добро - богатство. При жизниМатрены родня начинает делить дом (горницу). Полуразрушеннуюгорницу перевозят на тракторе. Трактор застревает и попадает подскорый поезд. Из-за этого погибает Матрена и еще два человека.Жадность овладевает людьми. Фаддей, который в прошлом любилМатрену, на похоронах переживает не о ее смерти, а о бревнах. Емудороже богатство, чем человеческая жизнь.Эта среда, в которой живут люди, доводит их до воровства, жад-ности и потери нравственных ценностей. Люди портятся и стано-вятся жестокими. Но Матрена сохранила в себе человека. Прекрас-но показан чисто русский характер Матрены. Доброта и сочувствиеко всему живому. Матрену всю жизнь обижали. Но в чем же источ-ник ее души? В работе - отвлечение от всего, вдохновение, забота.Силы она черпает в природе. Убогий быт Матрены не сделал убо-гим ее сердце и душу.Трагедия заключается во всей нелепости и жестокости устройст-ва общества. Нищета и убогость условий доводит человека до зве-риных поступков. На народе держится государство, и надо все си-лы вкладывать во благо народа. Будет жить хорошо народ, будетхорошо и государству. Нужно не забывать людей, а просвещать иучить добру и правде. Только тогда из людей вырастут духовно бо-гатые личности.