вторник, 29 сентября 2020 г.

Будущее человечества (iii вариант)

Будущее человечества (iii вариант)

Человек всегда задумывается о том, что его ждет в будущем.Еще в древности во всех странах пользовались услугами гадалок,прибегали к колдовству, надеясь узнать свою судьбу. Многие писа-тели стараются заглянуть в будущее, чтобы понять, что ждет чело-вечество. Каждый представляет это по-своему. Возникают произве-дения, описывающие целые миры отдаленного будущего со своимизаконами, обычаями, порядками. Но люди всегда верили в лучшее.Человечество было уверено, что оно бессмертно, что его не уничто-жат никакие войны, что будущее будет счастливым. Еще в XVI ве-ке Томас Мор в своем произведении "Золотая книжечка о наилуч-шем устройстве государства, или О новом острове Утопия" создалидиллическую картину жизни.Но в XX веке мировоззрение людей стало меняться. Первая ми-ровая война, создание все более совершенного оружия массовогоуничтожения доказали хрупкость окружающего мира. Человечест-во поняло, что его можно быстро истребить, и вера в бессмертиебыла разрушена. Наступил кризис, отразившийся во всех областяхискусства, в том числе и в литературе. "Мнения писателей о судьбе человечества разделились. Одни про-должали писать в жанре утопии. Картину идеального мира рисуетСтанислав Лем. В его произведениях, например "Солярис","Эдем", материальные блага не являются главной целью в жизнилюдей. Каждый может иметь любую вещь, какую ему захочется.Даже на день рождения взрослому человеку дарят чаще всего неподарки, а цветы. Смысл жизни этих людей в заботе о человечест-ве, в совершенствовании самих себя. Они совершают открытия,осваивают космос, пытаются вступить в контакт с другими цивили-зациями. Сама работа, возможность приносить пользу доставляетим радость. Но Лем сразу же предупреждает, что события происхо-дят в отдаленном будущем, принципы жизни этих людей сильноотличаются от современных. И чтобы воспитать таких честных,благородных и бескорыстных людей, потребовалось много столе-тий. Так что если такое общество и возможно, то в очень отдален-ном будущем.В XX веке стал развиваться также и жанр антиутопии. Послетого как люди осознали, насколько легко можно уничтожить чело-вечество, возникли многочисленные произведения-предупрежде-ния. Раскрывается другая перспектива развития.В одном из произведений Стругацких возникает такой образфантастической реальности: высокая стена разделяет Землю на двечасти. С одной стороны, существует мир, изображенный писателя-ми-утопистами. На протяжении многих веков он меняется в соот-ветствии с представлениями людей о счастье. С другой стороны сте-ны - мир антиутопии, где постоянно идут войны, погибают циви-лизации. Это своеобразная пародия на многочисленную литературуо будущем.Но, по-моему, антиутопии более разнообразны, чем утопии, ведьони отражают страхи человечества, а каждый новый кризис в об-ществе вызывает испуг.В начале XX века, когда технический прогресс входит в жизньлюдей, растут города из стекла, бетона и железа, появляется опас-ность сделать человека лишь деталью машины, частью громадногомеханизма общества. Об этом пишет Е. Замятин в романе "Остро-витяне". Он изображает английское мещанство, чье механическоесуществование доведено до совершенства. Например, у викарияДьюли на стене висит "расписание часов приема пищи; расписаниедней покаяния...; расписание пользования свежим воздухом; рас-писание занятий благотворительностью...". У людей нет души, нетэмоций. Существует только холодный расчет.После Октябрьской революции в России начинают строить но-вое, социалистическое государство. Замятин постоянно сталкивает-ся с насилием, жестокостью, человеческая жизнь не ценится, лич-ность полностью подчинена государству, ей не оставляют права насвободный выбор. Именно тогда был задуман роман "Мы". Это ан-тиутопия, предупреждающая о том, что может произойти с челове-ком в мире, где счастье достигнуто ценой упразднения свободы,уничтожения индивидуальности. Построен гигантский муравей-ник, где люди живут, работают, но не задумываются над смысломсвоего существования.Но технический прогресс неизбежно продолжает развиваться. Ив середине XX века известный американский писатель Рэй Бредбе-ри создает роман "451° по Фаренгейту". Здесь люди уже не похожина машины. Наоборот, они практически не работают, живут так,как хотят, они индивидуальны, но утрачены моральные ценности.Люди напоминают машины не внешне, а внутренне. Они не умеюти не хотят задумываться над окружающей действительностью. Уних нет привязанностей, им никого не жаль, поэтому растет жесто-кость. Родители не заботятся о своих детях. Зачем? Ведь существу-ют машины, которые вымоют малыша, накормят его, расскажутему сказку. Родителями для детей становятся машины. Поэтому врассказе "Вельд" дети убивают своих отца и мать, которые хотелиотключить эти машины.В конце XX века перед человечеством возникают новые пробле-мы: угроза экологической катастрофы, бездуховность людей, всебольшее их ожесточение. Все это находит отражение в романеИ. Ефремова "Час быка". Писатель на примере планеты, где ресур-сы использовались неразумно, а люди не были главной ценностью вобществе, предсказывает возможную катастрофу Земли. Но, в от-личие от многих других писателей-фантастов, он предлагает путивыхода из кризиса. Он считает, что нужно начинать с воспитаниясамого человека, чтобы он чувствовал себя настоящим хозяиномсвоей планеты и бережно относился к ней.Проблема воспитания человека затронута и в повести Стругац-ких "Трудно быть Богом". Главный герой этого произведения по-нимает, что сделать человека счастливым нельзя. Он сам долженпостроить свое счастливое будущее. Ему можно только помочь, ноне делать этого за него.Будущее начинается в настоящем. Люди сами создают его, хотяжить в нем будут только их потомки. "Будущее создается нами, ноне для нас". Так говорил один из персонажей романа "Хромая су-дьба". Писатели-фантасты, изображающие различные возможные вбудущем миры, пытаются помочь людям сделать лучше настоящее.Они дают советы, предостерегают от возможных ошибок. Я думаю,что это основная задача научной фантастики. А будущее зависит отлюдей, которые живут сегодня.