вторник, 29 сентября 2020 г.

Человек и государство в рассказе А. И. Солженицына "Матренин двор"

Человек и государство в рассказе А. И. Солженицына

В начале XX века Россия подверглась тяжелым испытаниям.Война и голод, бесконечные восстания и революции оставили свойотпечаток на судьбах людей. Погибло много невинных людей, сре-ди них женщины и дети. Это была эпоха Сталина. Деспотизм и тер-рор преследовали людей. В стране не было хлеба, и вся надеждабыла только на деревню. На нее нажимало правительство, дабы этобыл один из легких путей достать продовольствие. И деревня отда-вала все, что имела, не получая взамен ничего. Так было во времявойны, но так было и после ее окончания. На деревню нажимали стой же силой, но она уже исчерпала все свои богатства и пришла вполное обнищание. Очевидцем всех этих событий был А. И. Солже-ницын. И это отразилось на его творчестве. В своих произведенияхон настолько смело и ярко показывает трагедию деревни, что ощу-щаешь сам всю горечь и обиду крестьян, которые не могут изме-нить свою жизнь. И одним из таких произведений является рас-сказ "Матренин двор".Солженицын - один из немногих, кто осмелился показать со-стояние деревни столь смело и открыто. В этом рассказе мы всё ви-дим глазами человека, который приехал в деревню Тальново учите-льствовать. Писатель пишет с натуры, не приукрашивая действите-льность.Видим Матренин двор. Нам бросается в глаза крепкий, доброт-ный дом, который от старости немного обтерся. Жизнь у Матреныбыла нелегкой. Многие годы она "ниоткуда не зарабатывала". Пен-сии ей не платили. "В колхозе она работала не за деньги - за па-лочки. За палочки трудодней в замусленной книжке учетчика"."Замуж Матрена вышла еще до революции. Детей у нее былошестеро, и один за другим умирали все очень рано, так что двоесразу не жило". "Наворочено было много несправедливостей с Мат-реной: она была больна, но не считалась инвалидом; не полагалосьей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, тоесть за утерю кормильца". Мужа не было уже пятнадцать лет, а до-быть все справки нелегко. "Каждая проходка - день". Болея, Мат-рена не могла вызвать на дом врача из поселкового медпункта. Этобыло в Тальнове вдиво. Ели картовь необлупленную, или суп кар-тонный (так его называли), или кашу ячневую (другой крупы небыло, да и ячневую-то с бою - как самой дешевой, ею откармлива-ли свиней и мешками брали). Не было в Торфпродукте масла, мар-гарин нарасхват, а свободно только жир комбинированный. Печитопили в деревне торфом. Торф воровали у треста. "Бабы собира-лись по пять, по десять, чтоб смелей. Ходили днем. За лето накопа-но было торфу повсюду и сложено штабелями для просушки. Онсохнет до осени. За это время бабы его и брали".Матрена была человеком душевным. Помогала всем: огород со-седям окапывать или еще что-нибудь, в колхозе могла подсобить. Иникому не могла отказать. У Матрены была приемная дочь - Ки-ра. Воспитывала она ее как родную, вместо своих невыстоявших. Внее она вложила свою душу и любовь и ей завещала дом. Выдала еезамуж за молодого машиниста в Черюстях. И позже, когда приеха-ла Кира с мужем, забеспокоился Фаддей, брат Матрениного мужа.Он хотел оставить участок за собой в Черюстях, но чтобы это сде-лать, надо было поставить какое-нибудь строение, а Матренина из-ба как раз подходила к этому. И стали они требовать у Матреныполовину дома сейчас, при жизни. Дом почти разломали, а Матре-на еще и помогала Фаддею и его сыновьям. И когда повезли бревначерез железную дорогу, погибает Матрена и еще двое человек.Один из них - сын Фаддея. И не успел Фаддей оплакать сына, кактут же направился к Матрениному дому, дальше разламывать. Трисестры Матрены метили получить избу. Когда привезли все то, чтоосталось от Матрены, деревенские приходили постоять, посмот-реть. "Все женщины, хотя бы зашли они в избу из пустого любо-пытства, - все обязательно подплакивали от двери и от стен. Амужчины стояли молча навытяжку, сняв шапки". "В плаче заме-тил я холодно-продуманный, искони-заведенный порядок". Чувст-вуется здесь определенная фальшь, игра актеров на сцене. И Сол-женицын это очень хорошо показал. "Фаддей только ненадолгоприходил постоять у гробов, держась за бороду.Высокий лоб его был омрачен тяжелой думой, но дума эта бы-ла - спасти бревна горницы от огня и от козней Матрениных сес-тер". Страшно читать о тех, у кого жадность поглотила все чувст-ва. Здесь человека ничего не интересует, кроме материального до-статка, выгоды от чего-либо. Здесь нужно как можно больше за-брать. Солженицын показывает, какие люди живут в деревне Таль-ново. Люди, которые из-за старого дома могут перешагнуть черезблизких ради каких-то бревен.В этом рассказе показывается государство, которое не интересу-ется, как живут и работают люди, работавшие на него всю своюжизнь. Показан бюрократический аппарат, который не работаетдля человека. Солженицын показал, что богатство страны не при-надлежит народу. Люди - крепостные у государства."Матренин двор" - это боль за искалеченных жадностью душилюдей, привыкших забирать имущество не только у мертвых, но иу живых. Рассказ наводит на определенные мысли, которые стра-шат. Трагедия русской деревни в том, что крестьянами правят лю-ди из города, которые ничего не понимают в сельском хозяйстве. ИСолженицын первым показал трагедию русской деревни в стольправдивой и честной форме.