воскресенье, 20 сентября 2020 г.

Своеобразие авторского подхода к изображению главного героя в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник"

Своеобразие авторского подхода к изображению главного героя в повести  Н. С. Лескова

Творчество Н. С. Лескова трудно сопоставить с произведениями русских писателей XIX века, — и это не потому, что его талант не так велик, как у признанных классиков литературы, а в силу того, что Лесков смотрел на жизнь под другим углом, пытался уловить в ней что-то свое, иное, нежели его предшественники и современники. По словам Л. А. Анненского, он смотрел на жизнь с ка-кого-то другого уровня, чем Толстой или Достоевский, снизу или изнутри, а вернее — из "нутра". Он знает о душе народа что-то такое, чего не знают небожители духа, и это знание мешает ему выстроить законченный и совершенный национальный эпос. Своеобразие творческого подхода писателя состоит в том, что он не пытается заковать образ в рамки той или иной традиции, он смотрит на жизнь гораздо шире.Пожалуй, самым ярким примером писательского видения мира выступает его повесть "Очарованный странник". Судьба его главного героя — Ивана Северьяныча Фля-гина — поистине необычна и исключительна. Рожденный по молитвам родителей, был "предназначен" для монастыря. На протяжении всей жизни он помнит об этом, во всем видя божественный промысел, и, действительно, в конце повести читатель видит его монахом. Такое жизнеописание роднит повесть с житийной литературой. Но герой произведения — вовсе не святой, и хотя с ним происходят настоящие чудеса, а сам он ощущает в себе пророческий дар, он так же подвержен греху, как и все люди: по вине Флягина погибает монах, он убивает татарского князя и сталкивает в воду горячо любимую им Грушеньку. В монастырь он попадает потому, что ему "деться было некуда", и это — не последнее место его скитаний. Помимо борьбы с "бесовскими искушениями", которые Лесков зачастую изображает в комическом ключе, Иван Северьяныч жаждет сразиться с врагами отчизны и "помереть за народ".Пестрота жизни, непредсказуемость поступков героя, крутые повороты сюжета, форма путешествия подводят лесковскую повесть к авантюрному роману. Чем только не пришлось заниматься Флягину в жизни! Сначала он — простой крепостной, форейтор графа К. Потом ;—нянька в барском доме, затем — пленник в татарской степи, помощник князя, отбирающий ему лошадей для покупки, солдат, актер в балагане, послушник в монастыре.Иван Северьяныч близок и к сказочному герою, которому не страшны никакие препятствия. На русского Иванушку из сказки он похож не только своим именем. Граф, ко-торый обязан Флягину жизнью, предлагает ему любое вознаграждение за его смелый поступок, но Ивану ничего не нужно, разве что "гармонию". "Ну, ты взаправду дурак", — смеется барин и покупает ему то, что он просит. Флягин, при своей наивности и простоте, всегда "выходит сухим из воды", он неуязвим для самой смерти и говорит о себе, что он "всю жизнь погибал, но никак не мог погибнуть": на краю пропасти он останавливает лошадей, спасается от пуль горцев, одерживает верх в смертельном поединке с татарином. Лесков сравнивает своего героя и с былинным богатырем.Многочисленные приключения героя порой представляются чересчур экзотическими: история с цыганкой Грушей, татарский плен — все это сближает лесковское повествование с романтической традицией. Но Флягин в своей жизни всегда руководствуется иными соображениями, нежели романтический герой. Причины бегства в дикую азиатскую степь объясняются не стремлением уйти от опостылевшего мира, а чисто прозаически: скрыться от ареста за убийство татарина. Любовь к Груше также мотивируется чисто внешними обстоятельствами: Флягин посещает "магнетизера", и под его "магнетическим" воздействием в его сердце загорается страсть к цыганке.Эта неоднозначность и сложность натуры героя проявляется и в том, что при всех своих заблуждениях, промахах и пороках, за которые он и сам себя готов зачислить в "большие грешники", Флягин поступает по совести и всегда честен перед самим собой. Рассказывает он о своей судьбе "с полной откровенностью". Жизнь преподносит ему нелегкие испытания и искушения, но внутреннее чутье, твердость духа, чувство собственного достоинства никогда не позволяют ему забывать о совести,. "Я себя не продавал ни за большие деньги, ни за малые, и не продам", — говорит он.В таком глубоком подходе к человеку, его изображении не "с необъятной высоты", как сказал Анненский, а именно "из нутра" и есть великое открытие Лескова.