вторник, 8 сентября 2020 г.

М. Ю. Лермонтов — создатель социально-психологического романа

М. Ю. Лермонтов — создатель социально-психологического романа

"Герой нашего времени" — социально-психологический и в то же время философский роман. В этом Лермонтов является первооткрывателем. Роман впитал в себя традиции, заложенные Грибоедовым ("Горе от ума") и Пушкиным ("Евгений Онегин"). Он появился не на пустом месте, а был подготовлен всем предыдущим творчеством Лермонтова и берет истоки из его поэзии. Недаром Жуковский писал: ""Герой нашего времени" связан множеством нитей с поэзией Лермонтова".Лермонтов долго готовился к написанию романа. Об этом говорит и тот факт, что черты характера Печорина носят герои и более ранних произведений Лермонтова. Вспомним пьесу "Два брата", написанную в 1836 году. Герои пьесы — братья Юрий и Александр Радины. Первый напоминает героев юношеских пьес Лермонтова, а другой, Александр Радин, говорит о себе так: "Да?., такова бы-ла моя участь со дня рождения... все читали на моем лице какие-то признаки дурных свойств, которых не было... но их предполагали — и они родились..." Этот монолог почти дословно передан Лермонтовым в дневнике Печорина. В пьесе показана и женщина, которую позже будет любить Печорин, — Вера.Печорин занимает центральное место в романе. Лермонтов наделяет его недюжинным умом, огромной волей. Печорин хорошо знает философию, историю, литературу, в свое время он занимался наукой, владеет литературным языком, поэтической речью.Повести "Тамань", "Княжна Мери" и "Фаталист" написаны в виде дневника. Изложение от первого лица — это тоже своеобразный психологический прием, где через исповедь героя раскрывается его характер.На протяжении всего- романа Печорин сталкивается с разными людьми, но всякий раз Лермонтов ставит своего героя выше их. Взаимоотношения Печорина и других героев романа очень напоминают психологический эксперимент, который служит той же цели — показать внутренний мир, раскрыть характер героев.Печорин очень хорошо разбирается в людях. Он умеет найти в каждом из них ту сокровенную струнку, используя которую можно подчинить человека своей воле. Печорин знает, как обольстить, и для этого использует разные приемы. Он задаривает Бэлу подарками, хорошо зная, как они действуют на горянку, учит ее своему языку и сам учится у нее разговаривать по-татарски. Печорин завоевывает ее расположение, "входит" в ее внутренний мир. Результат трагичный — девушка погибает.Своего рода психологические эксперименты Печорин проводит также с Мери и с Грушницким, которого он просто-напросто провоцирует на враждебные выпады.Лермонтов раскрывает внутренний мир своих героев, наблюдая за их поведением, за взаимоотношениями между собой, посредством чего старается понять историю души человеческой, заглянуть в эту душу, найти там то особенное, что толкает героев на те или иные поступки.Раскрытию психологического мира героев способствует их язык. Пышные, готовые фразы Грушницкого, который хочет показаться романтическим героем, противопоставляются в романе метким и точным замечаниям Печорина. Речь Вернера, Веры и Печорина насыщена парадоксами и афоризмами. То же самое можно сказать и о речи самого рассказчика. Все это указывает на сходство характеров этих героев. И Вера, и Вернер, и сам Печорин способны сделать психологические обобщения и философские умозаключения. Речь штабс-капитана бесхитростна, проста и близка к бытовой, что говорит о простоте его характера.Образ Печорина занимает в романе особое местск Портрет Печорина — первый психологический портрет в русской литературе. "Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными..." Сразу же в Печорине угадывается сильный человек, как физически так и духовно. Одежда говорит о том, что человек этот из аристократической семьи, принадлежащий к определенному кругу людей. Походка его ленива и небрежна, но он не размахивает руками. Это свидетельствует о скрытности характера. Лермонтов подчеркивает "нервическую слабость" Печорина и что-то женственное в его облике. Бросается в глаза противоречивость в описании внешнего вида Печорина, но Печорин и по натуре своей личность довольно противоречивая и загадочная.Много внимания уделено глазам героя. "Они не смеялись, когда он смеялся... Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти". В то же время глаза "сияли каким-то фосфорическим блеском... то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный..." Лермонтов через внешность раскрывает психологию, характер, душу.Пейзаж в романе поясняет состояние человека, а иногда контрастно подчеркивает его переживания. Краткое выразительное описание природы раскрывает душевноесмятение Печорина, возвращающегося домой после дуэли: "Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели". Лермонтов использует эпитеты, метафоры, сравнения, которые позволяют сделать образ нагляднее, доходчивее.Раскрывает особенности образа главного героя и композиция произведения. Главы расположены в романе не по хронологии, а по степени прояснения психологических особенностей Печорина. В "Бэле" мы знакомимся с главным героем из рассказа Максима Мак-симыча. В "Максиме Максимыче" Печорина описывает уже сам рассказчик, а остальные главы представляют собой дневник главного героя. Однако будет неверным утверждать, что в конце романа характер Печорина полностью проясняется. Заключительная глава романа — "Фаталист" еще раз показывает, насколько двойственна и непредсказуема натура главного героя.Наиболее полно характер героя раскрывает он сам, делая дневниковые записи. Это богатая мыслями и страстями личность, которая жаждет деятельности, борьбы. Печорин много думает, анализирует, делает выводы. Он чувствует, что было у него какое-то "предназначенье великое", но он не смог или не сумел его реализовать. Настоящий трагизм его положения раскрывается в исповеди перед Мери: "Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали — и они родились... я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть..."Печорин — фигура социальная. Это человек не востребованный обществом и в то же время порожденный им и той эпохой, в которую ему пришлось жить. Лермонтов в романе раскрыл психологию, душу, характер не только героев, но и эпохи.Традицию Лермонтова продолжили Гоголь, Тургенев, Достоевский, Лев Толстой. Толстой так говорит о прозе Лермонтова: "Лермонтов-прозаик — это чудо, это то, к чему мы сейчас, через сто лет, должны стремиться, должны изучать лермонтовскую прозу, должны воспринимать ее как истоки великой русской прозаической литературы..."