понедельник, 14 сентября 2020 г.

Александр Иванович Куприн (1870-1938 гг.)

Александр Иванович Куприн (1870-1938 гг.)

А.И. Куприн в лучших своих произведениях отразил атмосферуназревавших в стране революционных событий.В его яркой, самобытной прозе отразилось бытие различных классов исословий русского общества конца XIX начала XX столетия.- Продолжая демократические и гуманистические традиций русскойлитературы, особенно Л.Н. Толстого и А.П. Чехова, Куприн был чутокк современности, к ее актуальным проблемам.Литературная деятельность Куприна началась в пору его пребывания вкадетском корпусе. Он начал писать стихи, где звучат то ноты унынияи тоски, то слышатся героические мотивы /"Сны"/. В 1889 годувоспитанник юнкерского училища Куприн печатает свой первыйнебольшой рассказ в журнале "Русский сатирический листок",которыйназывается "Последний дебют". За опубликование рассказа безразрешения начальства Куприн был подвергнут аресту на гауптвахте.Выйдя в отставку /1894 год/ и поселившись в Киеве, писательсотрудничает в киевских газетах.Интересным литературным явлением была серия очерков "Киевскиетипы" /1895-1898 гг./ Созданные им образы отражали существенныечерты пестрой городской обывательщины и людей "дна", характерныедля всей предоктябрьской России. Здесь встречаются образы студента-"белоподкладочника", квартирной хозяйки, богомолки-ханжушки,пожарного, неудавшейся певицы, художника-модерниста, жителейтрущоб.Уже .в 90-ые годы на материале армейского быта в рассказах"Дознание", "Ночлег" писатель ставит острые нравственные проблемы.В рассказе "Дознание" возмутительный факт наказания розгамисолдата-татарина Мухамета Байгузина, который даже не мог понять, зачто его наказывают, заставляет подпоручика Козловского по-новомуощутить мертвящую, бездушную атмосферу царской казармы и своюроль в системе угнетения. Пробуждается совесть офицера, рождаетсячувство духовкой связи с загнанным солдатом, недовольство своимположением и в результате - взрыв стихийного недовольства.В этих рассказах чувствуется влияние Л. Толстого в вопросах онравственной ответственности интеллигенции за страдания итрагическую участь народа.В середине 90-х годов в творчество Куприна властно входит новая тема,подсказанная временем. Весной он едет корреспондентом газеты вДонецкий бассейн, где-знакомится с условиями труда и быта рабочих.В1896 г. он пишет большую повесть "Молох". Здесь он значительнее иглубже, чем его предшественники /Чехов/, отразил противоречия междутрудом и капиталом. В повести дана картина жизни крупногокапиталистического завода, показан убогий быт рабочих поселков,стихийные протесты рабочих. Писатель показал все это черезвосприятие интеллигента. Инженер Бобров, подобно гаршинскимгероям, болезненно и остро реагирует на чужую боль, на проявлениесериальной несправедливости. Герой сравнивает капиталистическийпрогресс, созидающий фабрики и заводы, с чудовищным идоломМолохом, требующим человеческих жертв. Конкретным воплощениемМолоха в повести является буржуазный делец Квашнин, который небрезгует никакими средствами для того, чтобы нажить миллионы. В тоже время он не прочь выступить в роли деятеля и вождя буржуазногокласса /"нам принадлежит будущее", "мы соль земли"/. Бобров сбрезгливостью наблюдает сцену пресмыкательства перед Квашниным.Предметом сделки с этим дельцом становится невеста Боброва НинаЗиненко.Герою повести свойственны двойственность и колебания. В моментстихийной вспышки протеста герой стремится взорвать заводскиекотлы и тем отомстить за свои и чужие страдания. Но потом угасаетрешимость, и он отказывается от мести ненавистному Молоху.Значение повести не исчерпывается трагедией Боброва. Новое в нейсвязано с вниманием автора к классовым конфликтам, к завтрашнимсудьбам народа. Повесть кончается рассказом о стихийном бунтерабочих, поджоге завода, бегстве Квашнина и вызове карателей длярасправы с восставшими. К рабочей теме Куприн впоследствии в такихмасштабах уже не обращался.Писатель не был связан с революционным движением, многое емубыло неясно в социально- политических проблемах времени.О людях рабочего класса, о мрачной тяжелой жизни донецких шахтероврассказывается "В недрах земли".В 1897 г. Куприн служит управляющим имением в Ровенском уезде.Здесь он тесно сближается с крестьянами, что и отразилось в егорассказах "Лесная глушь", "Конокрады", "Серебряный волк". Пишетзамечательную повесть "Олеся". Перед нами поэтический образдевушки Олеси, выросшей в избе старой "колдуньи", вне обычных нормкрестьянской семьи. Любовь Олеси к случайно заехавшему в глухуюлесную деревушку интеллигенту Ивану Тимофеевичу - это свободное,простое и сильное чувство, без оглядки и обязательств, среди высокихсосен, окрашенных багровым отблеском догорающей зари. Историядевушки получает трагический конец, здесь вторгаются в привольнуюжизнь Олеси и корыстные расчеты деревенских чиновников, и суевериятемных крестьян. Избитая и осмеянная, Олеся вынуждена сМануйлихой бежать из лесного гнезда.В поисках сильного человека Куприн порой поэтизирует людейсоциального "дна". Конокрад Бузыга /"Конокрады", 1903г./ выведен какмогучая натура, автор придает ему черты великодушия - Бузыгазаботится о своем мальчике Василе.Изумительны его рассказы о животных /"Изумруд", "Белый пудель","Барбос и Кулька", "Ю-ю" и другие./ Нередко сильные и красивыеживотные становятся жертвами стяжательства, низменных человеческихстрастей.В рассказе "Мирное житие" /1904г./ создает образ отставногочиновника Наседкина, выступающего в роли богобоязненного"охранителя" государственных устоев и добровольного клеветника.В 1899 г. происходит его знакомство с Горьким, в горьковском журнале"Знание" в 1905 г. публикуется повесть Куприна "Поединок".Своевременность и общественная ценность произведения заключалась втом, что он правдиво и ярко показал внутреннее разложение царскойармии, этого оплота самодержавного режима. Герой повести"Поединок" - молодой поручик Ромашов, в отличие от Боброва/"Молох"/, показан в процессе духовного роста, постепе.нногопрозрения, освобождаясь из-под власти консервативно-традиционныхпонятий и представлений своего круга. В начале повести, несмотря надоброту, наивно делит всех на "людей черной и белой кости", думая,что он принадлежит к особой, высшей касте. По мере того, какрассеиваются ложные иллюзии, Ромашов начинает размышлять опорочности армейских порядков, о несправедливости всего строясуществующих общественных отношений. У него возникает чувствоодиночества, страстное отрицание нечеловечески грязной, дикойжизни. Жестокий Осадчий, буйный Бек-Агамалов, унылый Лещенко,франтоватый Бобеинский, армейский служака и пьяница Слива - всеэти офицеры показаны чуждыми правдоискателю Ромашову, Вусловиях произвола, и бесправия они теряют не только подлинноепредставление о чести, но и человеческий облик. Это особенносказывается в их отношении к солдатам.В повести проходит целый ряд эпизодов солдатской муштры, уроков"словесности", подготовки к смотру, когда офицеры особенно жестокобьют солдат, разбивают барабанные перепонки, сваливают кулаками наземлю, заставляют "веселиться" изнемогающих от жары, задерганныхлюдей. В повести правдиво нарисована солдатская масса, показаныиндивидуальные характеры, люди различных национальностей сприсущими им традициями. Среди солдат Хлебников, украинцыШевчук, Борийчук, литовец Солтыс, черемис /марийцы/ Гайнан,татары Мухаметтинов, Карафутдинов и многие другие. Все они -неловкие крестьяне, рабочие, мастеровые - тяжело переносят отрыв отродных мест и привычного труда, особенно выделяет автор образыденщика Гайнана и солдата Хлебникова.Хлебников, недавно оторванный от земли, органически невоспринимает армейские "науки", и потому ему приходится выноситьна себе всю тяжесть положения запуганного солдата, беззащитногоперед лицом разнузданной военщины. Судьба солдат волнуетРомашова. В этом внутреннем протесте он не одинок. Своеобразныйфилософ и теоретик, подполковник Казанский резко критикуетпорядки в армии, ненавидит пошлость и невежество, мечтает обосвобождении человеческого "я" от пут прогнившего общества, онпротив деспотизма и насилия. Но в отличие от декадентов, онпрославляет жизнь и ее радости. В его проповеди "абсолютной свободы"человеческого духа есть и ложные представления анархическогоиндивидуализма, есть насмешка над гуманистическими побуждениямиборцов за лучшее будущее человечества ("Какой интерес заставит меняразбивать голову ради счастья людей тридцать второго столетия?")Образ Назанского романтизирован, хотя Куприн и сам чувствовалслабость философии своего героя и не был вполне удовлетворенсозданным характером,В отличие от Назанского, Ромашов не может остановиться наиндивидуальном отказе от заботы о своем ближнем. Ведь он знает, чтосолдаты придавлены и собственным невежеством, и общим рабством, ипроизволом, и насилием со стороны офицеров.Сцену встречи Ромашова с замученным Хлебниковым, пытавшимсяброситься под поезд, и их откровенный разговор Паустовскийсправедливо относит к "одной из лучших сцен в русской литературе".Офицер признает в солдате друга, забывая о кастовых преградах междуними.Остро поставив вопрос о судьбе Хлебникова, Ромашов умирает, так ине найдя ответа, каким путем надо идти к освобождению. Смертельнаядля него дуэль с офицером Николаевым является как бы следствиемнарастающего конфликта героя с военно-офицерской кастой. Поводдля дуэли связан с любовью героя к Александре Петровне Николаевой/Шурочке/. Чтобы обеспечить карьеру мужа, Шурочка подавляет в себелучшие человеческие чувства и просит Ромашова не уклоняться отдуэли, ибо это повредит ее мужу, который хочет поступить в академию."Поединок" стал необыкновенно популярным в России и вскоре былпереведен на европейские языки.Атмосферой революционных дней дышит превосходный рассказКуприна "Гамбринус" /1907 г./ Тема всепобеждающего искусствасплетена здесь с идеей демократизма, смелого протеста "маленькогочеловека" против черных сил произвола и реакции. Кроткий и веселыйСашка своим незаурядным талантом скрипача и душевностьюпривлекает в одесский кабачок разноплеменную толпу портовыхгрузчиков, рыбаков, контрабандистов. С восторгом встречают онимелодии, в которых отражается сцена общественных настроений исобытий - от русско-японской войны до светлых дней революции,когда Сашкина скрипка звучит бодрыми ритмами "Марсельезы". В днинаступившего террора Сашка бросает вызов переодетым сыщикам ичерносотенным "мерзавцам в папахе", отказываясь играть по ихтребованию монархический гимн, открыто обличая их в убийствах и-погромах.Искалеченный царской охранкой, он возвращается к портовымдрузьям, чтобы играть для них на окраине оглушительно-веселого"Чабана". Свободное творчество, сила народного духа, по мыслиКуприна, непобедимы.Но писатель сохраняет иллюзии о возможности внезапного прозрениялюдей и прекращении кровавого царского террора, мечтает о"всемирном анархическом союзе свободных людей" /"Тост", 1906г./В годы мировой войны Куприн пишет рассказы о событиях этих лет/"Сад пречистой девы", "Канталупы", "Гога Веселов"/.Участвовал в войне, вышел в отставку по состоянию здоровья, но когдав Гатчину, где он жил, пришли войска Юденича, Куприн покидаетРоссию.В эмиграции в его произведениях начинает встречатьсясентиментально- идиллические приукрашивание прошлого России,того самого прошлого, которому он ранее выносил приговор. Таков,например, автобиографический роман "Юнкера" /1928-33 гг./,задуманный как продолжение повести "На переломе" /"Кадеты"/. Средипроизведений эмигрантского периода выделяется роман "Планета".Профессора-эмигранта Симонова мучает ностальгия. Он не можетнайти себе место в чужой стране. Куприн тоже не мог больше жить безродины. Он возвращается в Россию в 1937 г. Замыслов писательскихбыло много, но 25-августа 1938 года Куприн скончался.