среда, 2 сентября 2020 г.

Гоголевские традиции в "Собачьем сердце" и "Мастере и Маргарите" М. А. Булгакова

Гоголевские традиции в

Гоголь стал основоположником ряда традиций в русской лите-ратуре, многие из которых впоследствии нашли отражение в произ-ведениях писателей второй половины XIX-XX веков. Характер-ные художественной манере Гоголя черты можно увидеть в повести"Собачье сердце" и в романе "Мастер и Маргарита" М. А, Булгако-ва.Как в этих булгаковских произведениях, так и в некоторых по-вестях и рассказах Гоголя существуют два мира - реальный ифантастический. Они параллельны, но могут и пересекаться, взаи-модействовать, что обычно приводит к возникновению сверхъесте-ственных явлений в среде людей. Это видно в гоголевских "Вече-рах на хуторе близ Диканьки". Диканька и Петербург в рассказе"Ночь перед Рождеством", Киев в "Страшной мести" вполне реаль-ны, но появление черта и колдуна говорят о присутствии потусто-ронних сил. Также и Москва у Булгакова - совершенно реальныйгород, но в нем есть и нечистая сила в лице Воланда, Азазелло, Ко-ровьева и Бегемота.Изображение Москвы Булгаковым также восходит к гоголев-ским традициям. Москва в целом - замкнутый мир, каким пред-стает и город в "Мертвых душах" или в "Ревизоре", обособленныйот страны и в то же время отождествляющийся с ней. Жители это-го города и Москвы олицетворяют все пороки, свойственные чело-вечеству.Гоголевские традиции нашли отражение в романе Булгакова"Мастер и Маргарита" и при изображении нечистой силы. Ее пред-ставители способствуют раскрытию характеров героев. Так, благо-даря черту и ведьме Солохе в рассказе Гоголя "Ночь перед Рожде-ством", человеческие грехи появляются на поверхности. Голова,дьяк, сам черт - все они пытаются добиться благосклонности Со-лохи, опускаясь до лицемерия и обмана. Это можно увидеть в "Со-бачьем сердце" и "Мастере и Маргарите", где Булгаков показываетподлую душу Шарикова, пьянство Степы Лиходеева, трусость Рим-ского, взяточничество Никанора Ивановича, лицемерие, Варенухи.Воланд приходит в человеческий мир через две тысячи лет узнать,изменились ли люди или нет. Оказывается, что нет. Фактическиэто демонстрируют Боланд, Азазелло и Бегемот на сеансе черноймагии. Но если у Гоголя нечистая сила может взывать симпатиинаряду с отвращением (читателю, как правило, нравится Солоха иПацкж, но он негативно относится к колдуну), то у Булгакова дажеСатана преподносится положительно, с мягким и добрым юморомописывается кот Бегемот, Коровьев, Азазелло."Мастера и Маргариту" Булгакова с рассказом Гоголя "Ночь пе-ред Рождеством" роднит еще то, что Маргарита совершает фанта-стическое путешествие на метле подобно тому, как вместе с чертомлетит в Петербург к царице кузнец Вакула.Прием гротеска, к которому прибегает Булгаков, ирония приизображении общества МАССОЛИТ и его членов в "Мастере и Мар-гарите" или при передаче образов Шарикова и Швондера в "Соба-чьем сердце" также всходят к гоголевским традициям. Этими при-емами пользуется Гоголь, показывая в "Мертвых душах" и в "Ре-визоре" помещиков и чиновников, чему следует Булгаков в своихпроизведениях, доводя некоторые сцены до абсурда.Гоголь стал новатором в русской литературе. Его приемы нашлиотражение в произведениях более поздних писателей как XIX, таки XX века. Преемственность гоголевских традиций можно просле-дить в сказках Салтыкова-Щедрина, в сатирических рассказах Зо-щенко, в повестях и романах Булгакова.