понедельник, 21 сентября 2020 г.

Природа в русской литературе xx века (л вариант}

Природа в русской литературе xx века (л вариант}

На протяжении столетий писатели и поэты русской литературыподнимают извечную проблему - это взаимосвязь природы с окру-жающим миром, с человеком. Поэтому не случайно Чингиз Тореку-лович Айтматов в своем романе "Буранный полустанок" показыва-ет главного героя, Едигея Жангельдина, на фоне степей, холодныхи равнодушных к человеку. По мнению Айтматова, природа состав-ляет основу человеческого бытия. Именно отношение человека кприроде автор считает мерилом его нравственности.Уезжает Зарипа, в которую влюблен Едигей. Он в отчаянии ивымещает свою боль на Каранаре: "Яростно, беспощадно хлесталон Буранного Каранара, нанося удар за ударом".Этим поступком Едигей разрушает не только гармонию, котораясуществует между природой и человеком, но и губит что-то челове-ческое в самом себе, и природа, как бы осуждая поступок Едигея,становится равнодушной к герою, делает его одиноким в этой сте-пи.Совсем другим мы видим Едигея в истории с золотым мекре.Рыба нужна ему, как кажется Едигею, чтобы в его доме были сча-стье и радость. Укубале, своей жене, он показывает мекре со слова-ми: "...я его упросил". Это говорит о том, что нужно всегда посту-пать по справедливости, к чему бы это ни относилось. Истоки этогов народной мудрости, в народном опыте, который говорит о том,что единство человечества и природы - это основа существованиячеловека на земле.Когда в романе "Плаха" люди разоряют волчье логово, тем са-мым нарушая гармонию природы, вмешиваясь в нее, природа пла-тит им тем же: волчица Акбара уносит человеческого детеныша.Эту же проблему взаимосвязи природы и человека, их единобор-ства и противоборства, ставит Виктор Петрович Астафьев в своемповествовании в рассказах "Царь-рыба".Герой рассказа "Царь-рыба", Игнатьич, всю жизнь занималсябраконьерством. Поссорившись со своим братом, он решает пой-мать с помощью самолова царь-рыбу, осетра необыкновенной кра-соты, огромных размеров. Своей тяжестью рыба тащит за собой подводу Игнатьича. Сплетаясь воедино, они борются друг с другом,каждый за свою жизнь. Автор как бы хочет поменять местами че-ловека и рыбу, еще раз взглянуть со стороны на то зло, которое онпорой может причинить ей, и в этом авторская позиция Астафьева."Что-то редкостное, первобытное" было в этой рыбе. Царь-рыба -прародительница, которая выступает как символ живой природы.Когда Игнатьичу становится совсем тяжело, он вспоминаетсвоего деда, предания, которые от него услышал. Дед говорил, чтотому человеку, у которого на душе есть грех, не должна попастьсяцарь-рыба. "А ежли у вас, робяты, за душой... тяжкий грех, срамкакой, варначество - не вяжитесь с царью-рыбой... Ненадежно де-ло варначье". Каждый человек совершил какой-то грех. Игнатьичне является исключением. Во-первых, он всю свою жизнь занимал-ся браконьерством, загубил много рыбы. Во-вторых, еще в молодо-сти он плохо поступил с одной девушкой, Глашкой Куклиной, На-несенная ей обида камнем лежала на душе Игнатьнча всю жизнь.Как могло случиться, что человек оказался в плену у рыбы? Ав-тор считает, что его погубила жадность: "...забылся в человеке че-ловек! Жадность его обуяла!"Мир природы таит в себе дух справедливого возмездия, о кото-ром взывают страдания царь-рыбы, израненной человеком. Встречас рыбой - это час расплаты за грехи, за то, что Игнатьич забыл всебе человека, за уничтожение им окружающей среды. Это также исцена раскаяния. Герой заново переосмысливает свою жизнь.В. Астафьев так же, как и Ч. Айтматов, считает, что, уничто-жая окружающий мир, человек уничтожает в первую очередь само-го себя, так как человек, по Астафьеву, - это органическая, есте-ственная часть природы. И это уничтожение не только физическое,но и нравственное, моральное.Герой рассказа "Капля" оказывается на природе и видит на та-ловом листке каплю росы. Эта капля наполняет "молодыми силамивечное движение" рек. Она "замерла, боясь обрушить мир своимпадением". Этим автор говорит о том, что хрупкость этой капли,гармонии природы - это и хрупкость человеческого существова-ния. Поэтому гармония человека и природы должна сохранятьсякак можно дольше.Авторская мысль заключается в сопоставлении недолговечной,проходящей человеческой жизни и вечного, бесконечного сущест-вования окружающего мира, природы.Пафос "Повествования в рассказах" Астафьева заключается внеистовой борьбе против безразличия, бездушия, хищничества поотношению к природе. Поэтический символ стойкости в этой борь-бе - турухансквя лилия, скромный таежный цветок.Неповторимую прелесть и многообразие природы родного краяраскрывают в своих произведениях многие писатели: И. А. Бунин,А. И. Куприн, К. Г. Паустовский, М. М. Пришвин. Каждая встречас природой - это встреча с прекрасным, неизведанным, это при-косновение к тайне. С приобщения к миру красоты родной приро-ды начинается любовь человека к Родине.