воскресенье, 5 января 2020 г.

Рецензия на кинофильм "Брат"

Рецензия на кинофильм

Фильм "Брат" Алексея Балабанова был снят кинокомпанией"СТВ" в 1997 году. Главные роли исполняли Сергей Бодров, Вик-тор Сухорукое, Светлана Письминченко, Юрий Кузнецов, ВячеславБутусов. Продолжительность фильма (всего 95 минут) не велика.Но это новое русское кино сразу же стало участником официальнойпрограммы 50-го Каннского фестиваля. Почему "новое русское"?Да потому, что "Брат" действительно оказался самой громкой и яр-кой отечественной премьерой прошлого года, которая покориласердца российских зрителей.Главный герой картины Данила Багров, демобилизованный изармии, вернулся в свой родной городок. Но скучная жизнь россий-ской провинции не устраивала его, и, ища себе на молодую головуприключений и испытывая судьбу, он решил податься во вторуюстолицу России - Петербург. Там, по слухам, уже несколько летпроцветает его старший брат. Но все оказалось не так-то просто -брат был наемным убийцей... Здесь режиссер излагает свою, навер-ное, излюбленную историю (ту, которая сейчас царит в жизни) - омире, погубившем душу молодого человека, Балабанов создает сюжетную конструкцию современного боевика, тем самым вводит взаблуждение зрителей, понявших фильм как историю очередногосимпатяги киллера, коих прошло по экранам предостаточно. Нофильм "Брат" не об этом. Здесь звучит мотив братской внутреннейнеразрывной связи. Старший брат, сделав Данилу также професси-ональным убийцей, чистильщиком, словом, современным килле-ром, подставляет его, бросая на произвол судьбы, потому что дол-жен спасаться и думать только о своей собственной шкуре. Но Да-нила сумел понять и простить брата, так как они "одной крови". Вфильме можно найти и тему убийства, и сюжетный зачин с кино-съемками, на которые случайно забредает герой (просто Балабановрешает посмотреть, при каких условиях в городе можно выжить...).Наиболее остро и глубоко находит герой свое переживание ошелом-ляющего мгновения встречи провинциала с огромным городом, чу-жим, холодным, враждебным, в котором Данила чувствует себя ни-чтожным, одиноким и беспомощным.Первое ощущение оказалось неизгладимым. А. Балабанов за-ставляет главного героя неприкаянно слоняться по лабиринтамулиц в поисках брата и жилья, бросает его в объятия общества нар-команов и дворовых тусовок, наделяет пугающим чувством потерисвоего собственного "я? и дарит как бы зыбкое отдохновение в не-замысловатых песенках Вячеслава Бутусова, согревающих его бес-приютное сердце.Режиссер как бы пробует себя в жанре современного боевика.Он выбирает сегодняшний шумный многолюдный город - Петер-бург. В каком бы временнбм ракурсе и через какую бы сюжетнуюпризму ни искал режиссер, он видел одно: никем вокруг не заме-ченную трагедию маленького человека из толпы. Судьба, оборвавДаниле крылья, бросает его в самое жаркое пекло жизни, к банди-там, вне привычной системы жизненных координат.Исходная ситуация фильма "Брат" Балабанова - это ситуациямистического триллера, происходящего, кажется, в рамках абсур-да. Автор сценария сталкивает героя один на один с миром-оборот-нем, который принял облик Города-монстра, Города-убийцы и во-льготно раскинулся на русской земле. Режиссер заставляет Данилупопробовать жить в нем, что на деле оказывается сродни путешест-вию по кругам ада, особо страшному еще и потому, что герой этогоне осознает и не ощущает его действия. В этом Городе герой беско-нечно блуждает по одним и тем же улицам. Время от времени егопути-дорожки пересекаются с теми, кто ему дорог или нужен, ктопротянет ему руку помощи и откроет сердце, полное сочувствием ипониманием. Это происходит или на немецком кладбище, или втрактире-забегаловке. Но не стоит искать в этом скрытый смысл,так же как и в том, почему по улицам Петербурга часто одинококатит блуждающий трамвайчик, вроде бы обещающий спасение,готовый увести человека от опасности - и даже не от самого ли се-бя? Но на нем не уехать далеко, не вырваться из заколдованногокруга...Балабанов дает своему персонажу такое прошлое, которое нор-мальный человек вынести может, лишь отказавшись оценивать егои думать о нем, - войну. О ней в фильме почти не говорится, ни-каких примет ее нет, кроме одной-единственной исковерканной ду-ши обыкновенного милого мальчика Данилы (Сергей Бордов), в ме-ру неразвитого, в меру порядочного, отзывчивого, умеющего бытьблагодарным и чувствующего ответственность за близких. Но вой-на отучила его видеть во враге человека. И теперь брату достаточносказать Даниле: тот - мафиози, тот - банкир, тот угрожает, - иДанила равнодушно стреляет.Вот так и путешествует по мегаполису мальчик с наполовинуумершей душой, как зверь по чужому лесу, - приглядываясь, го-товя себе запасные убежища, всегда настороже, готовый к внезап-ным нападениям. И Город покоряется ему - прячет в своих пере-улках, уберегает от врагов, дарит жилье и нужные встречи. Каксказал его друг по кличке Немец, что "Город - это злая сила. Си-льные приезжают - становятся слабыми. Город забирает силу".Мертвое притягивает мертвых, живое - живых. Сам не понимая,что с ним произошло и в кого он превратился, Данила оказался по-середине между чудовищем -- Городом и живыми обычными людь-ми, между смертью, легко творимой его руками, и романтическимипеснями "Наутилуса", которые впитывает в себя как наркотик.В жестокой сказке Балабанова нет хорошего конца и нет вообщекак такового. Мои слезы здесь ничего не изменяют. Да, хотя Городотпустил Данилу. Может быть, потому, что они "одной крови"? Ноне спасение ждет юношу за его пределами - под полой курткиуносит он обрез...Балабанов проявил себя как режиссер, тонко чувствующий из-бранный жанр, обладающий абсолютным композиционным чутьеми сориентированный на создание выразительного музыкального об-раза, который является и знаком времени, и характерной реально-сти, и отображением душевного состояния человека. Герои фильмане способны сформулировать свое отношение к происходящему, ноощущают все непосредственно, чувственно, через музыку, звук.Из-за всего этого "Брат" не позволяет сомневаться в его безу-словном лидерстве.Как показывает статистика, зрительский успех "Брата" склады-вается сразу из нескольких составных частей. Вряд ли на него осо-бенно повлияли призы "Кинотавра" или даже участие в официаль-ной программе Каннского кинофестиваля. Самое главное - нако-нец-то впервые за несколько лет появился фильм, вызвавший дей-ствительный, а не привычно подогретый рекламой общественныйинтерес. Не столько модно было смотреть "Брата", сколько немод-но его не посмотреть и не высказать по его поводу собственное мне-ние. "Брат" стал поводом для самостоятельных обобщений: хорошоли, когда символом эпохи становится киллер (пусть даже люби-тель)? Кроме того, своим спорным подходом к показу межнациона-льных отношений (русские, чеченцы, немцы) фильм наконец-тосделал рассуждение о политкорректности в российском искусствеобоснованными.Другой не менее важной причиной победы "Брата" стало долго-жданное появление в российском кино героя действия. Брать при-мер с Данилы Багрова, конечно, не хочется (да, пожалуй, и не сто-ит), но следить за его похождениями с интересом можно без труда.Поэтому очень показателен успех "Брата". Сейчас купить этотфильм можно где угодно. Это кино, которое (хотя бы некотороевремя, а может, и навсегда) останется в домашних видеотеках на-равне с классикой отечественной комедии и американскими боеви-ками. Пока это едва ли не главный показатель того, что фильм дей-ствительно замечен зрителями. Он нужен русским, так как подчер-кивает смысл нашего сегодняшнего существования и образа жизнимногих русских, и не только "новых".На мой взгляд, самой высокой оценки заслуживают и режиссер-ская, и все без исключения актерские работы (особенно потрясаю-щий воображение образ главного героя, созданный молодым акте-ром Сергеем Бодровым), буквально заставляющие зрителей "вклю-читься" в сюжет, и множество поднятых в фильме проблем, други-ми глазами посмотреть на новое "потерянное" поколение пришед-ших с войны молодых людей, обожженных изнутри и потому рав-нодушных ко всему, что кажется нам таким естественным: добро-та, сострадание, а также простое человеческое стремление радова-ться жизни и каждому новому дню.Несмотря на "черный" сюжет, не столь развлекающий зрителя,сколько ужасающий его, картина "Брат" не оставляет чувства без-надежности и опустошения - она зовет "вырваться" из пленамрачных переживаний и сделать что-нибудь действенное для того,чтобы каждый из нас ощутил светлую радость жизни, вспомнил ине дал забыть другим о том, что человек создан для счастья, любвии созидания.