Роман Евгения Замятина "Мы" был написан в последние годыГражданской войны, когда было уже понятно, что власть останетсяв руках большевиков. В это время общество волновал вопрос о том,какое будущее ждет Россию, и многие писатели и общественные де-ятели пытались дать на него свой ответ.Среди них был и Евгений Замятин, представивший собственныйвзгляд на проблему в своем романе-антиутопии "Мы".Он высказал сомнение по поводу возможности построения идеа-льного общества при помощи вмешательства в естественный ходжизни и подчинения ее какой-либо теории. Замятин показал читате-лю общество будущего, явившееся результатом таких действий, гдечеловек только винтик в бездушной машине Единого Государства,лишенный свободы, души и даже имени; где провозглашаются тео-рии о том, что "несвобода" - истинное "счастье", естественное со-стояние для человека, потерявшего свое "я" и являющегося ничтож-ной и незначительной частью всеохватывающего безличного "мы".Вся жизнь граждан Единого Государства строго регламентирована иоткрыта всеобщему обозрению, что было сделано для эффективностиобеспечения государственной безопасности. Итак, перед нами тота-литарное государство, к сожалению не далекое от реальных приме-ров, имевших место в мировой практике. Дело в том, что Замятин всвоих прогнозах не ошибся: нечто подобное действительно было по-строено в Советском Союзе, для которого был характерен примат го-сударства над личностью, принудительный коллективизм и подав-ление легальной деятельности оппозиции. Еще один пример - фа-шистская Германия, в которой добровольная сознательная деятель-ность человека сводилась к удовлетворению животных инстинктов.Роман Евгения Замятина "Мы" был предостережением для егосовременников и их потомков, предупреждением о надвигающейсяопасности вмешательства государства во все сферы жизни граждан-ского общества, что может обеспечиваться за счет строгой регла-ментации "математически совершенной жизни", всеобщим стука-чеством и совершенной техникой.Главный герой романа Д-503, от лица которого ведется повест-вование, считает жизнь общества Единого Государства совершеннонормальной, а себя - абсолютно счастливым человеком. Он рабо-тает над строительством гигантского космического корабля "Интег-рал", призванного подчинить "благодетельному игу разума" жите-лей соседних планет, находящихся в "диком состоянии свободы".Но нашлись люди, недовольные существующим положением дел ижелающие вести бррьбу с порядками, установленными в ЕдиномГосударстве. Они создают заговор с целью захвата космического ко-рабля, для чего решают использовать возможности Д-503. В этовремя главный герой знакомится с женщиной, к которой вскореначинает испытывать необыкновенное, необычайное чувство, кото-рое он до этого не знал. Это чувство его далекие предки назвали былюбовью. Его любовь - женщина "нумер" 1-330 - не просто "ну-мер", в ней сохранились обыкновенные человеческие чувства, есте-ственность и индивидуальность. Для Д-503 это настолько ново, не-ожиданно и незнакомо, что он не знает, как далее вести себя в дан-ной ситуации. Вместе с любимой женщиной от посещает ДревнийДом, видит живую природу за Стеной. Все это приводит к тому, чтоД-503 заболевает опаснейшей болезнью в Едином Государстве - унего появляется душа. В итоге заговор подавлен, 1-330 погибает вКолоколе, а главный герой после операции по удалению фантазииполучает обратно утерянное спокойствие и "счастье".В своем романе Евгений Замятин поднимает ряд важнейшихдля человечества проблем. Главнейшая из них - содержание сча-стья и способы его достижения. Автор полагает, что счастье, по-строенное искусственным путем, несовершенно и представляет со-бой лишь иллюзию. С моей точки зрения, важнейшей характери-стикои человеческого счастья является соответствие желаний ивозмржностей реальным условиям жизни. Если исходить из этого,то искусственное счастье теоретически возможно, но оно не будетвсеобщим, так как интересы людей различны, а чем глубже будетосуществляться вмешательство в фантазию жизни общества извне,тем шире будет пропасть между довольными и недовольными суще-ствующей ситуацией, что обычно приводит к социальному взрыву.Таким образом, общество должно быть самоорганизующимся, по-строение же всеобщего счастья неестественным путем не просто не-возможно, а даже губительно.Другая важнейшая проблема, рассматриваемая в романе, - со-отношение власти и религии. Для граждан Единого Государства ихправитель - Благодетель - является и богом. Это характерно длямногих тоталитарных государств. Теократия в видоизмененнойформе присутствовала и в Советском Союзе, и в фашистской Герма-нии: имела место подмена религии официальной идеологией и дог-матикой. Слияние власти и религии является условием прочностигосударства, но оно исключает всякую возможность наличия свобо-ды в обществе.Таким образом, Евгений Замятин в своем романе показал буду-щее тоталитарного государства, начавшего свое развитие в России вдвадцатые годы, таким, каким он видел его через призму своихмыслей о проблемах, волновавших человечество в течение тысяче-летий, что делает данное произведение актуальным и по сей день.К сожалению, дальнейшие события, произошедшие в России и вмире, показали, что опасения писателя были верными: советскиелюди пережили и сталинские репрессии, и эпоху "холодной вой-ны", и застой... Остается надеяться, что жестокий урок прошлогобудет воспринят правильно и ситуация, описанная Е. Замятиным вромане "Мы", не будет иметь аналогов в дальнейшем.