суббота, 1 февраля 2020 г.

Современное звучание романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Современное звучание романа М. А. Булгакова

Михаил Булгаков, автор, чье творчество многие годы отражаетострые проблемы современности, сравнительно недавно стал досту-пен широкому кругу читателей. И те вопросы, которые в необыч-ной, мистико-фантастической форме поднимает автор в романе"Мастер и Маргарита", так же актуальны сейчас, как и в то время,когда роман был написан, но не появился в печати.Атмосфера Москвы, самобытного и неповторимого ее мира, где спервых страниц романа переплетаются судьбы героев, захватываетчитателя, и звучит вечный вопрос о противоборстве и единении До-бра и Зла в эпиграфе произведения. И умение автора на фоне ме-лочности и низости быта, измен и трусости, подлости и взяточниче-ства покарать или великодушно простить, поставить глобальныепроблемы рядом с самыми незначительными - вот то, что застав-ляет читателя вместе с автором любить и восхищаться, порицать инаказывать, верить в реальность необыкновенных событий, прине-сенных в Москву Князем Тьмы и его свитой.Булгаков одновременно открывает и страницы быта Москвы, ифолиант истории: "В белом плаще с кровавым подбоем, шаркаю-щей кавалерийской походкой" входит на страницы романа проку-ратор Иудеи Понтий Пилат, "тьма, пришедшая со Средиземногоморя", накрывает ненавидимый прокуратором город, исчезает все вгрохоте грозы над Ершалаимом, совершается казнь на Лысой го-ре... Казнь Добра, казнь, открывающая во всей наготе своей худ-ший порок человечества - трусость, за которым стоит и жесто-кость, и малодушие, и предательство. Это казнь Иешуа Га-Ноцри,Христа, возвышение через страдание и прощение - не так липредстает перед читателем в романе ведущая нить его - любовьМастера и Маргариты? И трусость жестокого прокуратора, и рас-плата его за малодушие и низость - не воплощение ли это всех техпороков московских взяточников, подлецов, прелюбодеев и трусов,наказанных всемогущей рукой Воланда?Но если Добро в романе - это свет и покой, прощение и лю-бовь, то что же такое Зло? Воланд и его свита играют роль наказу-ющей силы, и сам Сатана в романе - судящий Зло, но и караю-щий Злом. Что же и кто же то Зло, которое сатирически и фанта-стически изображает Булгаков?Начиная с домоуправа Никанора Ивановича, смешного своейпоказной порядочностью, на самом же деле "выжиги и плута", ав-тор описывает "Дом Грибоедова", изобличая литераторов, и, нако-нец, переходит к зрелищному сектору - под пером искусного пи-сателя съеживается, словно опадает "прах", как на балу у Сатаны,с фигур "власть предержащих". И открывается их истинная личи-на - пороки шпионства, доносительства, обжорства витают надвеликим городом - тоталитарной Москвой. Фантастические алле-гории незаметно приводят читателя к критическому моменту -балу у Сатаны в ночь весеннего полнолуния. "И было в полночьвидение в саду..." Так заканчивается описание грибоедовского рес-торана под отчаянные крики "Аллилуйя!". Наказанию пороковпредшествует внезапно открывшаяся на балу правда: волной вли-ваются "гости" Сатаны - "короли, герцоги, самоубийцы, висель-ники и сводницы, доносчики и изменники, сыщики и растлите-ли", волной льется общемировой порок, пенясь в бассейнах с шам-панским и коньяком, безумствуя от оглушительной музыки орке-стра Иоганна Штрауса; пульсируют под тысячами ног массивныемраморные, мозаичные и хрустальные полы в диковинном зале.Наступает тишина - близится момент расплаты, суда Зла надЗлом, и, как итог кары, звучат над залом последние слова: "Кровьдавно ушла в землю. И там, где она пролилась, уже растут вино-градные гроздья". Умирает порок, истекая кровью, чтобы воскрес-нуть в завтрашнем дне, ибо нельзя убить Зло Злом, как нельзя ис-коренить вечное противоречие этой борьбы, покрытой таинствомлунных ночей...И эти поэтические, лирические, наполненные фантастикой, за-литые серебряным светом или шумящей грозой лунные ночи - не-отъемлемая часть ткани романа. Каждая ночь полна символов и та-инств, самые мистические события, пророческие сны героев проис-ходят в лунные ночи. "Прячущаяся от света таинственная фигура"навещает в клинике поэта Бездомного. Охвачено мистикой и воз-вращение Мастера. "В комнату ворвался ветер, так что пламя све-чей в канделябрах легло, распахнулось окно, и в далекой высотеоткрылась полная, но не утренняя, а полночная луна. От подокон-ника на пол лег зеленоватый платок ночного света, и в нем появил-ся ночной Иванушкин гость", извлеченный темной и властной си-лой Воланда. И как не имеет покоя в лунные ночи Мастер, так игерой Иудеи, всадник Понтийский Пилат, терзает двенадцать ты-сяч лун за ошибку, совершенную в одну ночь. Ночь, произошед-шую две тысячи лет назад, ночь, когда "в полутьме, на ложе, за-крываемом от луны колонной, но с тянущейся лунной лентой отступеней крыльца к постели" прокуратор "потерял связь с тем, чтобыло вокруг него в действительности", когда осознал порок своейтрусости, впервые тронулся по светящейся дороге и пошел по нейвверх прямо к луне. "Он даже рассмеялся во сне от счастья, до тоговсе сложилось прекрасно и неповторимо на прозрачной голубой до-роге. Он шел в сопровождении Банги, а рядом с ним шел бродячийфилософ. Они спорили о чем-то очень сложном и важном, ни в чемне сходились, и ни один из них не мог победить другого. Казни небыло! Не было. Вот в чем прелесть этого путешествия вверх по ле-стнице луны". Но тем страшнее было пробуждение отважного вои-на, не струсившего в Долине Дев, когда яростные германцы чуть незагрызли Крысобоя-Великана. Тем ужаснее было пробуждение иге-мона. "Банга зарычал на луну, и скользкая, как бы укатанная мас-лом, голубая дорога перед прокуратором провалилась". И исчезбродячий философ, произнесший слова, решившие через тысячеле-тия искупления греха судьбу прокуратора: "Я прощаю тебя, ше-мон". Через тысячелетия Мастер встретил своего героя и одною по-следней фразой закончил роман: "Свободен! Свободен! Он ждет те-бя!"Снисходит прощение на души, искупившие грех страданием исамоотвержением. Дарован не свет, но покой любви Мастера и Мар-гариты, необыкновенному чувству, пронесенному героями через всепрепятствия жизни. "Кто сказал, что нет на свете настоящей, веч-ной, верной любви?" В одно мгновение полюбила Маргарита Масте-ра, долгие месяцы разлуки не сломили ее, и единственно ценнымбыло для нее в жизни не благосостояние, не блеск всех удобств, ко-торыми она обладала, а обгоревшие страницы "грозы над Ершалаи-мом" да засохшие среди них лепестки розы. И необыкновеннаясвобода гордости, любви, справедливости Маргариты, чистота и че-стность Мастера дали влюбленным "дивный сад" или "вечный при-ют". Но где это? На земле? Или в тех таинственных измерениях,где совершалось торжество бала Сатаны, где в ночи летела обна-женная Маргарита над "водным зеркалом, в котором проплывалавторая луна"?Лунная ночь объединяет таинства, стирает границы пространст-ва времени, она страшна и упоительна, беспредельна и таинствен-на, весела и грустна,., Грустна для того, кто страдал передсмертью, кто летел над этой землей, неся на себе непосильныйгруз. "Это знает уставший. И он без сожаления покидает туманземли, ее болотца и реки, он отдается с легким сердцем в рукисмерти, зная, что только она одна успокоит его". А ночь безумству-ет, "лунный путь вскипает, из него начинает хлестать лунная рекаи разливается во все стороны. Луна властвует и играет, луна танцу-ет и шалит". Она обрушивает потоки света на землю, скрывает пе-ревоплощение Воланда, оставляющего мир людей, совершившегосвою миссию на земле, властной рукой нанесшего удар Злу. Остав-ляет землю олицетворяющий собою тьму, как оставлял ее две ты-сячи лет назад бродячий философ, со смертью унесший с собоюсвет. Но на земле продолжается вечная борьба Добра и Зла, и веч-ное их единство остается незыблемо.