суббота, 1 февраля 2020 г.

Концепция личности в раннем творчестве Дж. Лондона

Концепция личности в раннем творчестве Дж. Лондона

Первый период творческого пути Лондона - это девяностые го-ды XIX века, когда писатель выходит на дорогу большого искусст-ва как автор рассказов об Аляске. В этих рассказах явственно на-метилась тяга к героической теме, свойственная писателю вообще.На данном этапе подвиг представлялся Лондону прежде всего выра-жением несокрушимой физической и духовной силы, естественноприсущей могучей личности, утверждающей себя в упорной борьбеи с силами природы, и с людьми. Однако пафос северных рассказовЛондона, поражающих своими величественными пейзажами, цель-ными характерами, открытыми ситуациями, не в борьбе за золото,а в борьбе за человеческие души: человек, совесть которого не за-мерзает даже тогда, когда термометр показывает пятьдесят граду-сов ниже нуля, - вот подлинный герой ранних рассказов ДжекаЛондона. Высокие законы дружбы, чистой любви, самоотверженно-сти вознесены писателем над грубой преступной суматохбй обога-щения, о которой он пишет чаще всего с отвращением. Но было быневерно видеть и острых противоречий Лондона, сказавшихся в егоранних рассказах (сильное влияние философии, которую он впиты-вал, пробираясь трудным путем самоучки от одного модного авто-ритета к другому, от Спенсера к Ницше, толкало писателя в раз-ные стороны).Вслед за Спенсером Лондон был подчас склонен считать рабочийкласс "дном человечества", куда всех неудачников и "слабых"сталкивают "сильные", путем "естественного отбора" пробившиесяк ключевым позициям жизни, к богатству и власти. Подкрепляяэту точку зрения философией Ницше, писатель считал, что мир -страшная и непрекращающаяся схватка сильных со слабыми, в ко-торой обязательно и всегда побеждает сильный. Надо только статьсильным, подмять под себя других, тех, кто слабее, - уж таковаих участь. Увлечению подобными идеями способствовало и влия-ние Киплинга (Лондон высоко ценил мастерство этого писателя).Отзвуки подобных взглядов дают себя знать в таком рассказе Лон-дона, как "Сын Волка". Его герой - бесстрашный американец,уводящий индейскую девушку из вигвама ее отцов, побеждает ин-дейцев в силу того, что он существо якобы "высшего порядка". Врассказе индейцы называются "племенем Воронов". Конечно, и во-рон - смелый охотник и хищник, но куда же ему до волка! Так всимволике названий раскрываются "предрассудки" Лондона.Однако герои лучших его произведений оказываются братьямив минуту беды, верными друзьями в час подвига, делят честно ипоследнюю корку, и горсть золотого песка, и смерть, которую ониумеют встретить бестрепетно. Корни мужества героев Лондона ухо-дят в народные представления о человеческом благородстве, в на-родную этику. Она воскресает для Лондона на диком Севере, где,как в древние времена, человек и природа сталкиваются один наодин в тяжелом, утомительном поединке.Северные рассказы отражают и эволюцию взглядов Лондона.Так, например, все отчетливее звучит в них осуждение стяжатель-ства, все определеннее проступает мысль о том, что человек стано-вится зверем не только в тех случаях, когда ему приходится боро-ться за свою жизнь, но чаще, когда он ослеплен блеском золота. Всеверных рассказах нарастает и значение индейской темы. Если вранних рассказах индейцы - это клан "воронов", оттесненных иограбленных белыми "волками", то постепенно в эпопее Лондонаиндейцы как бы выпрямляются, их благородные, цельные характе-ры противостоят хищности и вероломству белых стяжателей. Изнесчастливцев, безропотно принимающих свою трагическую судь-бу, индейцы становятся воинами, мужественно пытающимися от-стоять былую свободу или отомстить белым пришельцам. Об этомповествует рассказ "Лига стариково. Появляются рассказы, цели-ком посвященные жизни индейцев Севера.Последним произведением раннего творчества Лондона можносчитать роман "Морской волк" (1904). Сам Лондон настаивал натом, что за внешними чертами приключенческой романтики в"Морском волке" надо увидеть идейную сущность романа - борьбупротив ницшеанства, критику того самого воинствующего индиви-дуализма, который был присущ молодому Лондону. Капитан ВульфЛарсен, "сильный человек" в ницшеанском понимании этого сло-ва, установивший на своем судне тиранический режим, терпит пол-ное моральное поражение, расплачиваясь жизнью за свои поступ-ки, продиктованные ницшеанским презрением к другим людям,слепой верой в себя как в исключительную личность.Уже в ранних своих произведениях Лондон предстает перед на-ми как фигура, ищущая пути изображения человека. Многое мож-но объяснить в творчестве писателя, принять на веру или, напро-тив, отказаться. Вывод предоставляется сделать самому читателю;искусство молодого Лондона таково, что читатель должен пройтидо конца по дороге, только намеченной для него автором.