четверг, 15 октября 2020 г.

Столкновение "Века нынешнего" - и "Века минувшего"

Столкновение

"Главная роль, конечно, -роль Четкого, без которого не было комедии,а была бы, пожалуй, картина нравов". И.А. ГончаровНельзя не согласиться с Гончаровым, что фигура. Чацкого определяетконфликт комедии - конфликт двух эпох. Он возникает потому, что вобществе начинают появляться люди с новыми взглядами,убеждениями, целями. Такие люди не лгут, не приспосабливаются, независят от общественного мнения. Поэтому в атмосференизкопоклонства и чинопочитания появление таких людей делает ихстолкновение с обществом неизбежным. Проблема взаимопонимания"века нынешнего" и "века минувшего" была актуальна для временисоздания Грибое-довым комедии "Горе от ума", актуальна она и в наши дни. Итак, вцентре комедии - конфликт между "одним здравомыслящим человеком"(по оценке Гончарова) и "консервативным большинством". КомедияГрибоедова рассказывает о горе человека, и горе это исходит от его ума.Ибо умных людей реакционеры считали вольнодумцами. Именно наэтом основано внутреннее развитие конфликта Чацкого и окружающейего фамусовской среды, конфликта между "веком нынешним" и "векомминувшим"."Век минувший" в комедии представлен рядом ярких типов. Это иФамусов, и Скалозуб, и Репетилов, и Молчалин, и Лиза, и Софья.Одним словом, - их множество. Прежде всего выделяется фигураФамусова, старого московского дворянина, заслужившего общеерасположение в столичных кругах. Он приветлив, учтив, остроумен,весел, в общем, - радушный хозяин. Но это лишь внешняя сторона.Автор раскрывает образ Фамусова всесторонне. Это убежденныйкрепостник, яростный противник просвещения. "Собрать все книги быда сжечь!" - восклицает он. Чацкий же, представитель "веканынешнего", мечтает "в науку вперить ум, алчущий познаний". Еговозмущают порядки, заведенные в фамусовском обществе. ЕслиФамусов мечтает повыгоднее выдать замуж свою дочь Софью, прямоговоря ей ("Кто беден, тот тебе не пара"), то Чацкий жаждет"возвышенной любви, перед которой мир целый... - прах и суета".Стремление Чацкого - это служить отечеству, "делу, а не лицам". Онпрезирает Молчалина, привыкшего угождать "всем людям без изъятья":Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слугеего, который чистит платье, Швейцару, дворнику, для избежанья зла,Собаке дворника, чтоб ласкова была!Все в Молчалине: поведение, слова - подчеркивают малодушиеделающего карьеру безнравственного человека. Чацкий с горечьюговорит о таких людях: "Молчалины блаженствуют на свете!" ИменноМолчалин лучше всех устраивает свою жизнь. По-своему он дажеталантлив. Он заслужил расположение фамусова, любовь Софьи,получил три награды. Двумя качествами своего характера он дорожитбольше всего: умеренностью и аккуратностью.Во взаимоотношениях Чацкого и фамусовского общества раскрываютсяи высмеиваются взгляды "века минувшего" на карьеру, на службу, на то,что больше всего ценится в людях. К себе на службу Фамусов береттолько родных и близких. Он уважает лесть и низкопоклонство. Онхочет убедить Чацкого служить, "на старших глядя", "подставить стул,поднять платок". На что Чацкий возражает: "Служить бы рад,прислуживаться тошно". Чацкий очень серьезно относится к службе. Иесли Фамусов относится к ней формально, бюрократически("подписано, так с плеч долой"), то Чацкий говорит: "Когда в делах - яот веселий прячусь, когда дурачиться - дурачусь," смешивать два этихремесла есть тьма искусников, я не из их числа". О делах фамусовбеспокоится только с одной стороны, боясь смертельно, "чтобмножество не накоплялось их".Другим представителем "века минувшего" является Скалозуб. Именнотакого зятя мечтал иметь фамусов. Ведь Скалозуб - "и золотой мешок, иметит в генералы". Этот персонаж заключил в себе типичные чертыреакционера аракчеевского времени. "Хрипун, удавленник, фагот.Созвездие маневров и мазурки", он такой же враг просвещения инауки, как и Фамусов. "Ученостью меня не обморочишь", - говоритСкалозуб.Совершенно очевидно, что сама атмосфера фамусовского обществазаставляет ^представителей молодого поколения проявлять своинегативные качества. Так Софья использует свой острый ум дляоткровенной лжи, распространяя слух о сумасшествии Чацкого. Софьявполне соответствует морали "отцов". И хотя она умная девушка, ссильным, независимым характером, горячим сердцем, мечтательнойдушой, все равно ложное воспитание привило Софье много негативныхкачеств, сделало ее представительницей общепринятых в этом кругувзглядов. Она не понимает Чацкого, она не доросла до него, до егоострого ума, до его логичной беспощадной критики. Не понимает она иМолчалина, который "любит ее по должности". В том, что Софья сталатипичной барышней фамусовского общества, она не виновата.Виновато общество, в котором она родилась и жила, "она загублена, вдухоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежеговоздуха" (Гончаров "Мильон терзаний").Очень интересен еще один персонаж комедии. Это Репетилов. Онсовершенно беспринципный человек, "пустомеля", но он единственныйсчитал Чацкого "высоким умом" и, не веря в его сумасшествие, назвалсвору фамусовских гостей "химерами" и "дичью". Таким образом, онхоть на одну ступеньку оказался выше их всех. "Так! Отрезвился ясполна!" - восклицает Чацкий в конце комедии. Что же это -поражение или прозрение? Да, конец у этого произведения далеко невеселый, но прав Гончаров, сказавший о финале так: "Чацкий сломленколичеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный ударкачеством силы свежей". И я полностью согласна с Гончаровым,считающим, что роль всех Чацких - "страдательная", но в то же времявсегда "победительная".Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Он боретсяпротив знатных негодяев и подхалимов, мошенников, плутов идоносчиков. В своем знаменитом монологе "А судьи кто"... он сорвалмаску с подлого и пошлого фамусовского мира, в котором русскийнарод превратился в предмет купли и продажи, где помещики менялилюдей-крепостных, спасавших "и честь, и жизнь... не раз" на "борзыетри собаки". Чацкий защищает настоящего человека, гуманность ичестность, ум и культуру. Он защищает русский народ, свою Россию отплохого, косного и отсталого. Чацкий хочет видеть Россию грамотной,культурной. Он защищает это в спорах, разговорах со всемидействующими лицами комедии "Горе от ума", направляя на это весьсвой ум, остроумие, зло, вспыльчивость и решительность. Поэтомуокружение мстит Чацкому за правду, которая глаза колет, за попыткунарушить привычный уклад жизни. "Век минувший", то естьфамусовское общество, боится таких людей, как Чацкий, потому чтоони посягают на тот строй жизни, который является основойблагополучия этого общества. Прошедший век, которым таквосхищается Фамусов, Чацкий называет веком "покорности и страха".Сильно фамусовское общество, тверды его принципы, ноединомышленники есть и у Чацкого. Это упоминаемые лица:двоюродный брат Скалозуба ("Чин следовал ему - он службу вдругоставил..."), племянник княжны Тугоуховской. Сам Чацкий постоянноговорит "мы", "один из нас", выступая таким образом не только отсвоего лица. Так А.С. Грибоедов хотел намекнуть читателю, что время"века минувшего" проходит, а ему на смену приходит "век нынешний",сильный, умный, образованный.Комедия "Горе от ума" имела огромный успех. Она разошлась в тысячахрукописных экземпляров еще до того, как была напечатана. Передовыелюди того времени горячо приветствовали появление этогопроизведения, а представители реакционного дворянства быливозмущены появлением комедии. Что же это - столкновение "векаминувшего" и "века нынешнего"? Конечно, да.Нам ценна горячая вера Грибоедова в Россию, в свою Родину, исовершенно справедливые слова написаны на могильном памятникеА.С. Грибоедова: "Ум и дела твои бессмертны в памяти русской".