суббота, 24 октября 2020 г.

Принципы психологического анализа в романе Л.Н.Толстого "Война и мир".

Принципы психологического анализа в романе Л.Н.Толстого

Философскому, историческому роману-эпопее Л.Н.Толстого "Войнаи мир" присущи также и черты романа психологического. Страница застраницей раскрываются перед читателем характеры героев Толстого в ихпохожести и разнообразии, статичности или изменяемости.

Одним из ценнейших свойств человека Толстой считал способностьк внутреннему изменению, стремление к самосовершествованию, к нравс-твенному поиску. Любимые герои Толстого меняются, нелюбимые - статич-ны. Психологический рисунок последних предельно прост, и они во многомпохожи друг на друга. Показательно, что все они красивы, но красивымертвенной, застывшей красотой. Они всегда одинаковы. Для психологи-ческого анализа этих героев автор использует повторяющиеся детали, имного раз проходят перед читателем, вызывая раздражение: плоское само-довольное лицо князя Василия, кудри красавца Анатоля, мраморно-белыеобнаженные плечи Элен.

В отличие от нелюбимых любимые герои Толстого обычно некрасивывнешне, но наделены внутренней красотой. Они способны к самоусовер-шенствованию, к нравственным, духовным исканиям. Им свойственен самоа-нализ. Вспомним поведение героев романа во время Шенграбенского сраже-ния. Настоящие герои для Толстого те, в чьей внешности подчеркнуто всенегероическое, кто винит себя, а не других, кто скромен и честен. Ту-шин, Тимохин, князь Андрей, преодолевающий свой страх - герои. Хваст-ливый и самоуверенный Жерков только кажется героем.

Способность к самосовершенствованию показана автором на приме-ре Пьера и Андрея. В процессе поиска истинного, важного, непреходящегов жизни они постепенно выходят из-под влияния системы ложных ценнос-тей. Пьер разочаровывается в масонстве, князь Андрей - в государствен-ной службе.

Толстой первым в русской литературы изобразил мгновения изме-нения душевных состояний своих героев, открыл то, что впоследствииЧернышевский назвал "диалектикой души". Вспомним, к примеру, ту сценув романе, в которой Николай, проигравший Долохову огромную сумму де-нег, возвращается домой в состоянии полного душевного смятения, услы-шав пение Наташи, понимает, что это важно всегда, а все остальное -преходяще. Для князя Андрея такими моментами душевных перемен являетсяАустерлиц с его небом и болезнь сына с пологом над детской кроваткой,под которым князю Андрею открывается новый взгляд на жизнь.

Важным для раскрытия психологии героев является для Толстогоих отношение к другим людям, способность отречься от себя, по-карата-евски разлившись маленькой каплей в море человеческих жизней, а такжеотношение людей к вечным человеческим ценностям: любви, природе, ис-кусству, семье. Герои нелюбимые показаны в отрыве от всего этого. Как,например, семья Курагиных, которую и семьей назвать сложно. Ведь ихобъединение лишено, по выражению С.Бочарова, той "родовой поэзии", ко-торая свойственна семьям Ростовых и Болконских, где отношения строятсяна любви и самоотдаче. Их объединяет только животное родство, они дажене воспринимают себя как близких людей /достаточно вспомнить нездоро-вый эротизм в отношениях Анатоля и Элен, ревность старой княгини к до-чери и признание князя Василия в том, что он лишен "шишки родительскойлюбви" и дети -"обуза его существования"/. Можно также вспомнить обездетной Шерер и о слезах растроганного Наполеона, когда тот глядитна портрет сына /любовь - явно не самое главное чувство, которое онпри этом испытывает/.

Любимые герои Толстого - плоть от плоти природы. Все, что про-исходит в природе, находит отклик в их душах. Героям открывается их"собственное" небо, с которым связаны важные, порой эпохальные переме-ны в их душах.

Важный принцип психологического анализа - изображение снов.Так, сны Пьера, например, очень умственны, рассудочны. В них он видитсвои слабости, в них к нему приходят решения. В сне князя Андрея раск-рываются те противоречия, которые для него неразрешимы, жизнь с кото-рыми делается невозможной. Сон Пети - сон светлый, гармоничный, сонНиколая Болконского - сон "болконский", рассудочный, проблематичный.

Толстой показывает своих героев в их отношении к искусству,которое выявляет у одних фальш и бездуховность, у других -тонкость ду-шевного восприятия и глубину чувств. Вспомним о роли музыки в домеРостовых, об оперном спектакле, показанном сквозь призму восприятияНаташи.

Имена Пьера Безухова, Наташи Ростовой, Андрея Болконского зна-ют даже те, кто не читал "Войны и мира". Мне кажется, причина этого втом, что автору романа удалось сделать своих героев необыкновенно жиз-ненными, а характеры их - психологически достоверными, многогранными.Л.Н.Толстой