вторник, 20 октября 2020 г.

А. Плетнев

А. Плетнев

Страсть к поэзии у А. С. Пушкина появилась еще в раннем детстве. "Читая его творения, можно великолепным образом воспитать в себе Человека", - писал В. Г. Белинский. — Какое изящество, тонкость чувства, поистине великий союз "волшебных звуков, чувств и дум". Его стихи невозможно спутать ни с чьими другими, по отношению к которым часто в юности бывали они весьма подражательными. А. С. Пушкин демонстративно подражал многим своим предшественникам, возвышаясь над ними чистотой и точностью голоса, особой верностью избранному предмету, способностью сказать не только лучше, но и больше о том, о чем уже сказано до него. Самым значительным стихотворением юного Пушкина было "Воспоминание в Царском Селе", которое Пушкин прочитал на выпускном экзамене в 1815 году:...Воображал сей день счастливый, Когда средь вас возник Лицей, И слышу наших игр я снова шум игривый, И вижу вновь семью друзей... В лицейской лирике Пушкина определена ее главен-ствующая тема — выявление природы поэтического творчества. С нее поэт и начинается. От первого опубликованного пушкинского стихотворения "К другу стихотворцу":...Страшися участи бессмысленных певцов, Нас убивающих громадою стихов! -пролегает величественнейший и труднейший путь к "Памятнику":Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа... И на этом пути создает он такие шедевры, как "Разговор книгопродавца с поэтом", "Пророк", "Поэт", "Поэт и толпа", "Поэту", "Чиновник и поэт", "К Овидию", "Подражание Корану" и многие другие. Каждое произведение Пушкина, будь это даже крошечный стихотворный набросок, говорит не только само о себе, но и обо всей личности поэта. Пушкин никогда не повторяется, возвращаясь к ранее сказанному. Он и как поэт, и как человек не знает себе равных в русской литературе. Уникальность пушкинского таланта в том, что для Пушкина нет большей награды за свое творчество, чем быть на уровне своего дарования. В стихотворении "Пророк" Пушкин разумеет поэта, наделенного только одним пророческим даром — жаждой к утверждению изначальных истин о мире, не затем, однако, чтобы понуждать всех других следовать за ним. Всякая претензия на это, от кого бы ни исходила она, связывает и его самого по рукам и ногам. Пушкинский поэт овладевает истинами, идя к ним "дорогою свободной", ничем не связывая свой "свободный ум". Пушкинский "Пророк" претендует не на святость — на творчество:...И бога глас ко мне воззвал: "Восстань, пророк, и виждь, и внемли,Исполнись волею моей И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей". Пушкин не запугивает поэтов сложностями поэтического труда — напротив, по-своему уравнивает его со всяким человеческим трудом. "Поэзия, — говорит он, — бывает исключительною страстию немногих, родившихся поэтами; она объемлет и поглощает все наблюдения, все усилия, все впечатления их жизни". Путь Пушкина не к поэзии, но в поэзии. Все дело для него не в стремлении к изменению самого себя, а в том, чтобы все более глубоко и разносторонне выявлять в себе собственные возможности. Вчитываясь в лирику Пушкина 20—30-х годов XIX века, замечаешь возрастание в ней духовных сил поэта, дальнейшее углубление в природу человеческой души, в которой обнаруживается все большая смятенность, неожиданно, однако и неотвратимо оборачивающаяся приятием основных законов бытия, а это значит — и успокоением. Тема смерти проникла уже в самые первые стихи Пушкина. По всей вероятности, в элегии "Брожу ли я вдоль улиц шумных..." ей придано самое монументальное звучание:День каждый, каждую годину Привык я думой провожать, Грядущей смерти годовщину Меж их стараясь угадать. И где мне смерть пошлет судьбина? В бою ли, в странствии, в волнах? Или соседняя долина Мой примет охладелый прах? И хоть бесчувственному телу Равно повсюду истлевать, Но ближе к милому пределу Мне все б хотелось почивать,И пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть И равнодушная природа Красою вечною сиять. Реквием обернулся гимном жизни, У Пушкина все так: жизнь и смерть идут рядом, и в вечном поединке между ними происходит вечное самообновление жизни. То, что живет, неизменно умирает, исполнив свое предназначенье, — если говорить в общем. В противном случае жизнь теряет всякий смысл. Тема конца или смерти — одна из главных у Пушкина. Уходя, мы оставляем после себя то, что нами сделано. Отсюда у людей и жажда к творчеству. Всякое истинное творчество представляет собою по-единок жизни со смертью г преодоление преходящего путем увековечения в момент всего непреходящего.Суть вопроса в том, как решается их поединок. Но даже у величайших поэтов заметны колебания в ту или иную сторону. С Пушкиным не могло этого случиться. С одной стороны, он непрестанно напоминает о своей преданности мгновению, значит, возлагает на себя обязательство представить каждый переживаемый момент — им самим, его народом и всем человечеством, а с другой — вписать его в раму непрерывности и неразделимости движения исторического процесса. "Пушкин прямо может говорить о своем личном впечатлении", - писал Л. Толстой. Что бы это значило? Очевидно, то, что Пушкину от природы дан был дар представлять вещи в их истинном виде. Это стало его страстью и судьбой. О природе поэзии Пушкин знал больше, чем какой-либо другой поэт мира, так как она для него была всем. У Пушкина все дело в загадочности человеческой природы. Следовательно, пушкинская поэзия более личностная, чем чья-либо другая. Как известно, в лирике Пушкина господствует тема поэта, Таким образом он показывает нам, что высшая цель поэта — представить мир в том виде, как он явился его собственному дарованию. Первое послание "К Батюшкову" Пушкин заканчивает общим очерком судьбы поэта:Но что!., цевницею моего, Безвестный в мире сем поэт, Я песни продолжать не смею. Прости — но помни мой совет: Доколе, музами любимый, Ты пиэрид горишь огнем, Доколь, сражен стрелой незримой, В подземный ты не снидешь дом... Вот каков удел поэта, согласно представлению Пушкина: раз вступив на поэтическую стезю, если она истинное призвание твое, ты уже должен следовать по ней, доколь не снидешь в подземный дом. Отсюда выводится Пушкиным закон о единстве пути поэта, чтобы уже в начале своем поэт прозревал все, что предстоит ему испытать до конца дней. Стихи Пушкина, какими бы сложными они ни были, возвышают нас в наших собственных глазах и при самом строгом отношении к себе. Величие Пушкина прежде всего в чувстве абсолютной подлинности своей натуры. Он радуется и грустит, не отступая от своей человечности, и ничто человеческое ему не чуждо:Люблю я в полдень воспаленный Прохладу черпать из ручья И в роще тихой, отдаленной Смотреть, как плещет в брег струя. Когда ж вино в края поскачет, Напенясь в чаше круговой, Друзья, скажите, — кто не плачет, Заране радуясь душой? В наши дни осуществилось пророческое предсказание критика XIX века В. Г. Белинского о том, что придет время, когда Пушкин "будет в России поэтом классическим, по творениям которого будут образовывать и развивать не только эстетическое, но и нравственное чувство". В чем же величие мастерства А.С. Пушкина? Это гармо-ничное совершенство формы, завершенность и изящество стиха, чувство меры, безукоризненность, артистизм. А как бы сам поэт определил сущность созидательного процесса, благодаря которому в его творческой лаборатории слагались гениальные строки? Может быть, так: "Служенье муз не терпит суеты, прекрасное должно быть величаво...",