суббота, 10 октября 2020 г.

Базаров и Раскольников

Базаров и Раскольников

Из всех изученных нами литературных образов два написаны наиболееярко - это Евгений Базаров и Родион Раскольников. Сочинение пороману Ф.М. Достоевского "Преступление и Романы, в которыхпоявились эти герои, вышли соответственно в 1863 и 1866 годах.Непростое это было время. С одной стороны - подготовка и проведениеряда реформ, обещание царем конституций, с другой - разочарованиереформой 1861 года, распространение социалистических идей инеутихающие споры между западниками с славянофилами. Это быловремя надежд и разочарований, время выбора. В такой противоречивойобстановке и родились такие герои, как Базаров и Раскольников.Стиль их создателей, Тургенева и Достоевского, различен, и этоопределяет различие в способах изображения этих образов. Если в"Отцах и детях" мы постигали Евгения Базарова в основном по егословам и поступкам, то Раскольникова в романе Достоевского - вбольшей мере по его душевным переживаниям, мыслям. Мысльпервична, слово вторично, и поэтому образ Родиона Романовича болееживой, ясный и, самое главное, более глубокий.Что роднит и различает Базарова в Раскольникова? Оба они, молодыелюди, ищут свое место в жизни, оформляют свои взгляды на нее.Базаров пробует свои силы в естествознании, а Раскольниковиспытывает себя на избранность, принадлежность к числу сверхлюдей.Если первый не придает власти никакого значения, то для Родиона эточуть ли не самое главное в жизни. Оба героя чрезвычайно самолюбивы,только Базаров в своем самолюбии стремится к свободе, независимостиот чужого влияния, а Раскольников к власти.Оба идут по жизне по каким-то, хотя довольно близким ориентирам,так как у каждого из них есть система взглядов и ценностей.Руководствуясь своими идеями, они совершают те или иные поступки.Убеждения Базарова и Раскольникова во многом похожи, хотя это небросается сразу в глаза.Теории обоих подразумевают деление людей на две группы: простых исверхлюдей. Только Базаров говорит об этом как бы вскользь ("Небогам же, в самом деле, горшки обжигать!"), а у Раскольникова этосоставляет основу всей теории. Кстати, оба считают, что относятся ковторой категории людей. (У Родиона это до поры до времени). ИдеяБазарова - непризнание авторитетов и принципов существующего строяи религии, духовных и материальных ценностей. Сущность теорииРаскольникова - признание права сверхлюдей на преступление во имянекой цели, а следовательно, отрицание нравственных принципов. Наоснове этих признаков можно назвать взгляды Базарова вульгарноматериалистическими и безнравственными, а Раскольникова -откровенно фашистскими.Почему безнравственны идеи Базарова? Ведь призывает он жить посовести, ведь нельзя назвать Евгения безнравственным человеком. Его -да, а если на месте Базарова был другой? Жить по совести, а не позаконам, в принципе хороший лозунг, но в то время, да и сейчас,реакционный: мало ли что может позволить человеку его совесть?Позволила же она Раскольникову убить старуху и Лизавету. К тому же окакой нравственности идей Базарова можно говорить, когда он самскопом отвергает духовные ценности. Так что эти убеждения выглядятне такими страшными, как могут, лишь благодаря чистоте души того,кто их разделяет. Базарову можно позволить жить по такой формуле,Раскольникову нет.Программы двух героев близоруки. Далеко им можно уйти без каких-либо ценностей? Что будет делать Родион Романович со своей властью,на что она ему, конечных целей нет ни у того, ни у другого. Нет уобоих положительной программы: их идеи базируются на отрицаниичего-либо, будь то авторитеты иди нравственные принципы. И Базаров,и Раскольников - нигилисты, но Достоевский пошел дальше Тургенева:он, по словам одного критика, изобразил не только идеи нигилизма иего трагедию. Раскольников и есть ее жертва. Не случайно и ИванСергеевич "умертвил" своего героя: скорее всего, он не видел будущегоза нигилизмом.Базаров и Раскольников - бунтари, только бунт у каждого из них свой:у первого - революционный, у второго - личностный. Революционностьвзглядов Базарова доказывать не нужно. Важно то, что его протестпроисходит не из-за плохого положения в обществе, а из-за ужасногосостояния самого общества. Евгений Васильевич уверен, внеобходимости его изменения. Бунт Раскольникова же вышел изнищеты и самолюбия, он пошел не против устройства общества (какоеему дело до "муравейника"!), а против угнетенности личности и души.Поэтому его бунт - индивидуалистический.Интересно, что в обоих случаях протест окончился ничем: Базаровумер, а Раскольников испытал душевные муки. Может быть, финалом"Отцов и детей" Тургенев хотел показать несостоятельностьреволюционного бунта (либерал!), а Достоевский в своем романе -пагубность любого бунта, связанного с насилием, вообще тем самымпризывая к соблюдению покорности. Безусловно, здесь есть доляистины: последствия таких протестов могут оказаться оченьпечальными.Базаров презирает, а Раскольников просто ненавидит окружающихлюдей, поэтому они оба ушли в себя, неразговорчивы, угрюмы,одиноки, несмотря на то, что есть товарищи, родители. РодионРоманович к тому же просто "задавлен бедностью", что делает егосовсем мрачным. Но иногда в этих людях просыпается жизнь: уБазарова - когда он полюбил Одинцову, у Раскольникова - когда онделал что-нибудь для других и когда полюбил Сонечку. Что мешалоэтим двум людям оставаться в таком состоянии жизни навсегда?Прежде всего, приверженность своим идеям, переходящая в упрямствои фанатизм. Базаров бросил Одинцову, чтобы сохранить чистотупостроенной им схемы жизни; Раскольников не мог оставаться долгонормальным, живым человеком, пока оправдывал свое преступление сточки зрения теории. Пагубные идеи убивали и в том, и в другомлюбовь, а следовательно, и жизнь. Базаров не отрекся от своихубеждений и умер. Раскольников же раскаялся и "ожил".На примере героя "Преступления и наказания" мы видим, что делает счеловеком ненависть, озлобленность. Базаров вложил свою душу впознание природы, а Раскольников, обладая способностями к учебе,даже не открывал книг, чтобы учиться и зарабатывать себе на жизньуроками. Базаров полюбил Анну Сергеевну, Раскольников же, пока нераскаялся, не полюбил Сонечку и не мог, даже если бы хотел этого.Ненависть (в сочетании с нищетой и порожденная ей) отнимает учеловека способность жить в обществе, стремление и любовь к жизнивообще. Так и случилось с Раскольниковым, и в этом его наказание.Еще один пункт, по которому можно сравнить два данных образа, надовыделить особо, потому что именно в нем кроется трагедия этих людей,их противоречивость. Это отношение к нравственности, к духовномуначалу.Мнение Базарова по этому вопросу неясно. С одной стороны - егофраза "а что дальше?", имеющая тот смысл, что духовные ценностиважнее материальных. С другой стороны - его полное неприятиеискусства, религии. Даже любовь не нашла места в его взглядах.Базаров считает духовное важнее земного, но в то же время не признаетсамо духовное.. В этом он противоречит сам себе. Евгений столкнулсяна практике с этим несоответствием (история с Одинцовой), чтопривело его в замешательство, чуть ли не в испуг. Базаров не выпуталсяиз этих противоречий и умер. (Я очень часто ссылаюсь на его смерть,так как считаю этот факт глубоко символичным).Раскольников пренебрег нравственными принципами и пошел напреступление. Побудило его к этому, наверное, то, что все так делали,все поступались и таким образом выживали. В душе Раскольниковапроизошел раскол, борьба двух мнений:, с точки зрения разума,расчета, теории, преступление было оправданным, с точки зренияморали - нет. В конце концов он понял, что обо всем нужно судить спозиций нравственности, и это вернуло его к жизни. (Мы принимаемРаскольникова таким, каким он изображен Достоевским. Вдействительности, образ этого человека в эпилоге далеко неправдоподобен).На примере двух литературных героев - Базарова и Раскольникова - мывидим картину развития и упадка нигилизма, прошедшего путь отбезобидной базаровской модели до страшной раскольниковской.Создателями этих образов вскрыта антигуманная сущность этогоявления, его оторванность от национальных корней, его отрицание иочернение всей жизни народа, всех ее сторон, отсутствие в нигилизмекаких бы то ни было идеалов, осквернение религии, в которой онусматривал лишь суеверия и предрассудки, тогда как возможен болееширокий подход к ней (Катерина в "Грозе"). За все это сильнодоставалось Писареву и другим теоретикам нигилизма в полемике сДостоевским. Несомненно, у этого течения есть положительные черты,как, например, отношение к общественному устройству, старой морали,но это не заслоняет отрицательных сторон этого учения.Базаров и Раскольников очень похожи: у них во многом совпадаютвзгляды на жизнь, характеры, они оба способны творить добро, обаоказываются в противоречии и т.п. Но есть и различия, в основномобусловленные разными условиями жизни двух героев. Отсюда вРаскольникове появляется и отчаяние, и обостренное чувствосправедливости, и ненависть. Всего этого нет в Базарове.Несмотря на ошибочность своих воззрений (а у Раскольникова ижестокость), оба молодых человека вызывают скорее не ненависть ипорицание, а сочувствие - сочувствие к трагической судьбе обоих. Уних есть чему поучиться: у Базарова - силе воли, стремлению кпознанию, у Раскольникова- способности проявлять благородство исострадание в самые тяжелые моменты жизни.Цели романов "Отцы и дети" и "Преступление и наказание" былиразные, но была одна общая - обличение пороков антигуманных формобщественных отношений. И большую роль в достижении этой цеписыграли образы Евгения Базарова и Родиона Раскольникова, тем самымвнеся большой вклад в дело гуманизма.