пятница, 23 октября 2020 г.

Трагическая история русского народа в творчестве А. И. Солженицына (По рассказу "Матренин двор")

Трагическая история русского народа в творчестве А. И. Солженицына (По  рассказу

Александр Исаевич Солженицын является одним из тех писате-лей, которые жили и творили в трудные годы Советской России.Это была сталинская эпоха, охарактеризованная господством встране насилия, деспотизма, произвола власти. Страдания народа,вызванные несправедливостью социального строя, волновали писа-теля. Солженицын был одним из первых, кто сказал правду о судь-бе крестьянства, о его проблемах, изображая трагическую жизньпоистине русского человека и причины его несчастья в рассказе"Матренин двор".Жители деревни Тальново, в которой происходит действие рас-сказа, существуют в ужасных условиях: отсутствуют электричест-во, билеты на железнодорожный транспорт, медицинские учрежде-ния. Вот как изобразил писатель дом главной героини: "...Изгнива-ла щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота, когда-то могу-чие, я проредилась их обвершка". "Жребий мой был - поселитьсяв этой темноватой избе с тусклым зеркалом, в которое совсем нель-зя было смотреться, с двумя яркими рублевыми плакатами о книж-ной торговле и об урожае, повешенными на стене для красоты".Одиночество больной женщины скрашивали лишь "колченогаякошка, мыши и тараканы, живущие за стенкой". Магрена даже "недержала радио по бедности", из скотины имела лишь козу, которуюона с трудом прокармливала. "Козе она выбирала из подполья са-мую мелкую картошку, себе - мелкую, а мне - с куриное яйцо".Автор описывает горькую жизнь колхозницы. Матрена потеряламужа и шестерых детей. "Наворочено было много несправедливо-стей с Матреной: она была больна, но не считалась инвалидом; оначетверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе -не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только замужа, то есть за утерю кормильца". Женщине приходилось долгоходить за справками, но ее постоянно отсылали обратно. Все это го-ворит о бюрократических законах страны, об эксплуатации государ-ством простого народа. Крестьянство не могло пользоваться продук-том своего же труда, все доставалось правительственным органам:"рычали кругом экскаваторы на болотах, но не продавалось торфужителям, а только везли - начальству". Бабы вынуждены были во-ровать торф, чтобы выжить зимой. Государство отрезало огороды утружеников страны, лишало их платы за тяжелый труд. "А что -пенсия? - возражали другие. - Государство - оно минутное. Се-годня, вишь, дало, а завтра отымет". Действительно, государствони во что не ставило, не ценило главных кормильцев России. Кре-стьяне не чувствовали себя свободными, в них пытались задавить,уничтожить чувство собственного достоинства.Такое социальное неравенство повлияло на общество, на его ми-ровоззрение. В нечеловеческих условиях люди постепенно озлобля-ются, стараются выжить любым путем, забывая о совести, честно-сти, справедливости. Матрену окружают жадные, корыстные люди.Ее родственников интересует только нажива ~ старый Матрениндом, единственное, что осталось у старой женщины. Они ведут споро том, кому же достанется дом Матрены, еще до ее смерти. Фаддея,человека, который когда-то любил бедную женщину, трех сестерМатрены интересует только собственное благополучие.Но Матрена живет по другим законам: по законам добра, все-прощения, любви. Она постоянно откликается на чужую просьбу,выполняет всякую тяжелую работу. Душа героини полна чувствасострадания: из жалости приютила кошку, вырастила чужую дочь.Это глубокая натура с богатым духовным миром. Несмотря натрудности, Матрена находит радость в тяжелой жизни: в работе, вобщении с природой, даже в фикусах, которые она бросилась спа-сать во время пожара. "Не гналась за обзаводом... не выбивалась,чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни", какэто делало большинство людей. "Не гналась за нарядами. За одеж-дой, приукрашивающей уродов и злодеев". Духовно Матрена вышесвоих односельчан. Но героиня погибает. И трагедия ее в том, чтообществу, в котором она жила, чужды истинные человеческиестремления. Матрена одинока. "Не понятая и брошенная даже му-жем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общитель-ный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающаяна других бесплатно, - она не скопила имущества к смерти. Гряз-но-белая коза, колченогая кошка, фикусы... Все мы жили рядом сней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого,по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша". Тра-гизм рассказа заключается в том, что материальное обнищание на-рода перерастает в духовное. За жестокостью и черствостью людине видят, не ценят и губят добро.Александр Солженицын первый сказал правду о трагическойистории русского народа. Затем по его пути пойдут такие же поис-тине народные писатели, как Абрамов, Шукшин и др.