воскресенье, 11 октября 2020 г.

Красота человеческого поступка. (По роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Красота человеческого поступка. (По роману Ф.М. Достоевского

В романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" главный герой - бедный студент Родион Раскольников. Это личность сложная, неоднозначная. Раскольников - философ, принимающий близко к сердцу зло и несправедливость, которыми полон мир, чутко реагирующий на страдания других людей. Это гуманный человек. Тем парадоксальнее, что Раскольников выбрал ошибочный путь борьбы со злом.

Достоевскому важно показать, к чему может привести интеллектуальная "болезнь", порабощение бесчеловечной теорией. Ведь Раскольников по сути - высоконравственный человек, а совершает страшное злодеяние - убийство. Поэтому не случайно писатель в романе дает примеры истинно красивых поступков главного героя, чтобы сильнее выразить мысль о губительном влиянии на человека модной в 60-е годы XIX века теории "наполеонизма".

Раскольникову чужда любая расчетливость, его первое душевное движение - помочь тем, кто нуждается в помощи, даже если он делает это в ущерб себе и вопреки "здравому смыслу". Жертвенный аспект характера Раскольникова выражен в символическом сне о лошади. В этом сне герой видит себя ребенком, который становится свидетелем варварского поступка - избиения загнанной лошади. Озверевший хозяин в тупой злобе бьет ее сначала оглоблей, потом ломом и забивает несчастное животное насмерть. Страшная картина вызывает у маленького героя сна яростное желание вмешаться, защитить бедную "клячонку". Ребенок мечется в бессилии, ломает руки, но никто не останавливает бессмысленное, жестокое убийство, потому что озверевший мужик - хозяин "клячонки". И тогда мальчик " с криком пробивается сквозь толпу к савраске, обхватывает ее мертвую, окровавленную морду и целует ее, целует в глаза, в губы... Потом вдруг вскакивает и в исступлении бросается со своими кулачонками на Миколку". Эта сцена показывает, как герой способен глубоко воспринимать чужую боль, сочувствовать страдающему существу. Поступок мальчика свидетельствует о его ранимой, доброй душе.

Раскольников, пока учился в университете, жил в Петербурге, всегда был готов помогать ближнему, не избегал общения с людьми, а, наоборот, тянулся к ним. Никто из окружения Раскольникова не знал, что он постоянно совершал красивые человеческие поступки. Раскольников никогда не распространялся о своем альтруизме. Делать благо было для него естественной потребностью.

Перед судом Разумихин "откопал сведения" и "представил доказательства", что Родион "в бытность свою в университете", помогал своему бедному и больному товарищу, отдавал последние деньги на его лечение и питание. Когда же тот умер, Раскольников ухаживал за ослабленным отцом товарища, поместил его в больницу, и когда тот тоже умер, похоронил его.

В романе можно найти упоминание о подвиге, который совершил главный герой: "во время пожара, ночью, вытащил из одной квартиры, уже загоревшейся, двух маленьких детей и был при этом обожжен". После спасения несчастных "малюток" Раскольников долго болел. Герой никогда не стремился "высказать свое сердце". Разумихин дал своему приятелю точную характеристику: "Великодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать и скорей жестокость сделает, чем словом выскажет сердце".

Также совершенно случайно выяснились подробности о бывшей невесте Раскольникова: "Она больная такая девочка была, совсем хворая: нищим любила подавать и о монастыре все мечтала". Главный герой "потупившись" рассказал о своей привязанности. Очень важна эта авторская ремарка "потупившись". Раскольников не хочет, чтобы его чистая любовь к убогой вызвала насмешку или непонимание. Читателю открывается общность героя с девушкой, которая тоже чувствует неодолимую потребность делать добро, жалеть всех "униженных и оскорбленных". У Раскольникова горячее сердце, милосердная душа. Он сделал даже для себя неожиданное признание о своем чувстве к безвременно погибшей невесте: "Будь она еще хромая аль горбатая, я бы, кажется, еще больше ее полюбил..."

В общении с семьей Мармеладовых Раскольников тоже проявляет свои лучшие человеческие качества. Герой потрясен до глубины души историей падения Сонечки, безвыходным положением Катерины Ивановны, ужасающей нищетой, в которой живут ее маленькие дети. Сам Раскольников испытывал крайнюю нужду, но его сердце сжалось, когда он увидел, что дети Мармеладовых спят на полу; старшая девочка - "тоненькая, как спичка, в одной худенькой и разодранной всюду рубашке". Уходя, Родион положил на окно деньги. Снова важно отметить красоту поступка героя: он сделал это "неприметно". Его жалость к людям - не показная, а бескорыстная.

Когда Мармеладов попал под лошадь, Раскольников находился в ужасном состоянии после осуществленного убийства старухи-процентщицы. Несчастный случай вывел его из состояния оцепенения. Он развернул лихорадочную деятельность, "был в удивительном волнении", "хлопотал" вокруг Мармеладова, "как будто дело шло о родном отце". Герой пережил душевный подъем. После того как Раскольников отдал деньги на похороны и вышел от Катерины Ивановны, он "был в превосходнейшем расположении духа", несмотря на трагизм событий. Ему показалось, что для него еще есть надежда, что он все-таки "победил", что "не умерла еще его жизнь вместе с старою старухой". Он понял, что его цель - созидание, а не разрушение. Так начался долгий и мучительный путь героя к воскресению.

Красота душевных движений Раскольникова проявляется по отношению к Соне. Девушка задела что-то в сердце Родиона, еще когда Мармеладов в распивочной рассказал о ее жертвенном поступке: она пошла на улицу, чтобы спасти детей своего отца. Раскольников понял прекрасную душу Сонечки. Она для него не "блудница", а святая, так как живет для других, ради благополучия близких терпит унижения и душевную боль. Когда девушка пришла позвать Раскольникова на поминки Мармеладова, он посадил ее рядом с сестрой и матерью. Тем самым он высказал непосредственные движения своего глубокого сердца, сумевшего оценить великую жертву чистой девушки.

Соня близка Раскольникову. Они оба - воплощение бесконечных нравственных мук. Отсюда происходит следующий странный на первый взгляд поступок Раскольникова: "Вдруг он быстро наклонился и, припав к полу, поцеловал ее ногу". Родион объясняет изумленной девушке: "Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился".

Соня Мармеладова - спасительница души главного героя. Она в своей жизни совершает главный достойный поступок - выводит из кризиса, освобождает от бесчеловечной идеи Раскольникова. Девушка отправилась за ним в Сибирь. Она была рядом, писала письма его родным, в которых подробно рассказывала о его положении. Своим терпением и великодушием она вылечила его израненную душу. Ее путь смирения, путь "ненасытимого сострадания" воскресил душу героя. Но он и сам шел навстречу этому спасению, он спасен собственной непотерянной человечностью, своей любовью к матери, сестре, Соне, Полечке, к "униженным и оскорбленным". Соня спасает Раскольникова от "своеволия", но и Раскольников "восстанавливает", поднимает Соню; наполняет ее душу мужеством. "Их воскресила любовь: сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого".

Несмотря на мрачную картину человеческого бытия, нарисованную в романе, есть в нем просвет, надежда. В "страшном" мире источник спасения - красота духа, нравственная сила, готовность к бескорыстной жертве.