суббота, 25 января 2020 г.

Традиции и новаторство в комедии грибоедова "Горе от ума"

Традиции и новаторство в комедии грибоедова

Комедия Грибоедова "Горе от ума" была написана в традициях эпохи, последовавшей за эпохой классицизма, поэтому в ней происходит переосмысление бывших ранее традиционными образов, идей, художественных средств. Грибоедов выступает истинным новатором, создавая произведение, в котором ставятся актуальные для того времени социально-по-литические проблемы, обогащаются и углубляются образы персонажей, изменяется сюжетная линия, возникает новый комедийный язык.

В самом заглавии пьесы задана важнейшая проблема комедии - проблема ума. В произведении Грибоедова она обогащается философским смыслом, в отличие от комедий классицизма, в которых существовало однозначно решаемое противостояние ума и глупости. У Грибоедова же противопоставлено несколько типов ума.

С проблемой ума связано переосмысление традиционных амплуа: Чацкий у Грибоедова носит и амплуа умника, и амплуа глупца одновременно. Он далеко не всегда является резонером, часто попадает в комические ситуации. Чацкий похож и на романтического героя. Сама общественная линия кон-фликта "Горя от ума" необычайно сходна с традиционным романтическим конфликтом: одинокий, исключительный герой противостоит всему миру, и это противостояние может разрешиться только смертью. Чацкого назвать однозначно героем высоким и трагическим, романтическим нельзя, и вовсе не случайно в комедии появляется снижающий двойник - Репетилов.

Кроме амплуа Чацкого меняется и амплуа, например, Молчалива. Он более всего подходит на роль героя, олицетворяющего "золотую середину" (как Филинт у Мольера), но у Грибоедова он отнюдь не положительный герой. Он лакей в душе и в поведении, привычках. Таким образом, Грибоедов изменяет традиционные амплуа произведений классицизма и романтизма. Более того, он еще и углубляет характеры своих персонажей, создает психологические индивидуальности (Лиза, скромная субретка, произносит печальные и умные слова: "Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь". При этом психологическая индивидуализация характеров не мешает персонажам оставаться подлинными типами (Чацкий говорит: "Молчалины блаженствуют на свете").

Грибоедов переосмысливает не только амплуа и характеры героев, но и саму сюжетную схему. Соперничество двух молодых людей ради прекрасной девушки - сюжет традиционный, но в прежних комедиях всегда побеждал по-настоящему достойный и все заканчивалось счастливой развязкой. Молчалин не является достойнейшим в концепции Грибоедова, но он оказывается удачливее Чацкого. Счастливой развязки не происходит вовсе, и финал остается открытым. Любовная интрига становится выражением идейного одиночества героя. Традиционный сюжет в "Горе от ума" не только пере-осмысливается, но и обогащается социально-политической линией. Далеко не случайны политически окрашенные монологи в пьесе ("Вот то-то, все вы гордецы..." Фамусова или монолог Чацкого о французике из Бордо).

Грибоедов в своей комедии достигает необычайной широты охвата изображаемого. Он показывает при помощи деталей быта и нравов всю Москву, а не один дом Фамусова (говорит о званых вечерах, Английском клубе, о спокойной службе в архивах и т. д.). Писатель говорит: "И общее, и детали, все это не сочинено, а так целиком взято из московских гостиных и перенесено в книгу и на сцену".

Москва - модель всей России в комедии Грибоедова (рамки комедии расширяются внесценическими персонажами).

Грибоедов новатор не только в постановке актуальных социально-политических проблем, в переосмыслении сюжета комедии, но и в изображении характеров героев и в создании типов, в использовании особого языка и стиля. Стиль комедии Грибоедова основан на живом разговорном языке, причем это язык московский. Громоздкий александрийский стих преж-них комедий, необходимый для высоких жанров, Грибоедов заменил вольным ямбом, благодаря которому темп получил возможность замедляться и ускоряться в зависимости от длины строки, что создает эффект, пафос живой речи ("Гляди в окно: Молчалин на ногах давно").

Предполагается, что у каждого героя в классицистической комедии должна быть речевая маска. Некоторые из гостей на балу и Скалозуб ее имеют, речь же остальных разнится сильно. Грибоедов хотел создать литературный и поэтический язык, поэтому все его герои говорят хорошо и остроумно: (афоризмы есть не только у Чацкого ("Свежо предание, да верится с трудом"), но и у Софьи ("Счастливые часов не наблюдают"), и у Лизы ("Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь"). Гончаров в статье "Мильон терзаний пишет: "Соль, эпиграмма, сатира, этот разговорный стих, кажется, никогда не умрут, как и сам рассыпанный в них острый и едкий, живой русский ум, который Грибоедов заключил, как волшебник духа какого-нибудь, в свой замок, и он рассыпается там злобным смехом".

Новаторство Грибоедова заключается еще и в том, что он обогащает и психологически переосмысляет характеры героев и средства, при помощи которых эти характеры создаются. Грибоедов пишет комедию, развязку которой невозможно назвать ни трагической, ни счастливой, имеющую открытый финал, комедию, в которой нет однозначо положительного героя. Его комедия далека от произведений классицизма и романтизма, хотя и многое взяла у классицистов и романтиков. По словам Гончарова, "комедия "Горе от ума" есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия... какая едва ли найдется в других литературах..."