понедельник, 6 января 2020 г.

Библейские мотивы в повести "Собачье сердце"

Библейские мотивы в повести

Повесть "Собачье сердце" принадлежит к числу произведений,посвященных Москве, описывающих сложное, противоречивое по-слереволюционное время. И вместе с тем в ней затронуты вечные,глобальные темы и вопросы, актуальные для человечества незави-симо от пространственно-временных координат. М. А. Булгаков ис-пользовал при создании повести множество литературных аллюзийи реминисценций (начало явно перекликается с поэмой А. Блока"Двенадцать", манера излишней детализации - традиция Гоголя),но особую весомость и значимость повествованию придают библей-ские мотивы, переводящие его в философский план, подчеркиваю-щие глобальность и общечеловеческий смысл поднимаемых проб-лем.Одним из таких мотивов, прослеживающихся не только в "Со-бачьем сердце", но и в других произведениях Булгакова (например,"Мастер и Маргарита"), является построение системы персонажейпо принципу учитель - ученик - предатель (провокатор). Дейст-вительно, профессор Преображенский - учитель, главные чертыкоторого - мудрость, интеллигентность, глубокое понимание про-исходящего в сочетании с определенным научным фанатизмом. Об-раз Преображенского дан практически целиком в религиозномосвещении: от собственно фамилии до характеристик, которые да-ют ему другие действующие лица, в основном Шарик и Борменталь("творец", божество", "жрец" и т. д.). С почти сакральной фами-лией "Преображенский" связана еще одна характерная деталь: дет-ство и юность Шарика проходят у Преображенской заставы, тамже умирает Чугункин (пивная "Стоп-Сигнал", как написано вдневнике доктора Борменталя); эта деталь по принципу алогизмаподчеркивает абсурдность идеи создания "нового человека", пре-вращения собаки в человека, "преображения".В системе персонажей доктор Борменталь - ученик, искреннепреданный учителю и вместе с тем никогда до конца его не пони-мающий (эти качества характерны для всех булгаковских "учени-ков" - вспомним Левия Матвея и Ивана Бездомного из романа"Мастер и Маргарита"). Борменталь, подобно Левию Матвею, пы-тается вести записи, фиксирует на бумаге происходящее, но Булга-ков подчеркивает неспособность доктора глубоко и объективно ос-мыслить реальность, доверяет ему повествование лишь на время ипри этом постоянно вводит травестирующие детали (например:"Профессор Преображенский, вы - творец! (Клякса)" - фраза издневника), вследствие чего у читателя создается впечатление, чтоученик - ненадежный рассказчик. Ученик остается преданнымидее до конца и сам доводит ее до последней точки (решается на об-ратную операцию), но при всей своей стойкости и упорстве он всег-да духовно слабее учителя именно тем, что пытается бороться с аг-рессивными проявлениями внешнего мира, в то время как учительпассивен и верен своим убеждениям в силе добра и невозможностинасилия. ("Ласка "..." единственный способ, который возможен вобращении с живым существом", - говорит Преображенский.)В повести есть и предатель, и провокатор: Шариков и Швондерсоответственно, причем Шариков - в прямом смысле детище Пре-ображенского, детище научное, результат опыта и в определенномсмысле ученик, ведь профессор некоторое время пытается воспиты-вать и учить Шарикова. Мотив предательства учителя неблагодар-ным учеником усиливает впечатление трагизма от самого фактапредательства из-за переклички с известной ситуацией из Библии.События, происходящие в квартире Преображенского, попыткабегства Шарика в первый день, его потеря сознания и пробуждениенапоминают легенду о воскрешении Лазаря. Библейским являетсяи мотив потопа, хотя он и переведен Булгаковым в комедийныйплан: неумение Шарикова обращаться с водопроводными кранамиприводит действительно к катастрофе, к "великому потопу", от ко-торого страдает прекрасная квартира профессора.Тот факт, что Шариков после воскрешения произносит знамени-тое "абырвалг", в тексте обосновывается по-разному: сам Шарикповествует о милиционере, стоявшем у начала слова, из-за чегоподбегать к магазину было удобнее от "хвоста" названия; однако всвоих записях доктор Борменталь приводит другую причину чте-ния справа налево - "перерыв зрительных нервов у собаки", новедь в начале повести Шарик читает "сыр" слева направо, норма-льно, - значит, обе точки зрения ставятся Булгаковым под сомне-ние, тем более что дневнику Борменталя, как уже говорилось, ав-тор доверяет мало! Чтение справа налево - намек на иудейскуюписьменность, своеобразная библейская аллюзия, придающая осо-бую значимость первому произнесенному вслух слову Шарикова.И пожалуй, самый очевидный мотив в повести, вызывающий ас-социации с Библией, - место и время действия. События происхо-дят в декабре - марте, но основное действо - операция и преобра-жение Шарика - занимает промежуток времени с 24 декабря (соб-ственно операция) по 7 января, то есть от католического до право-славного Рождества. Место действия - район улицы Пречистенки,не только традиционное место жительства интеллигенции, но в кон-тексте повести - топоним, с самого начала придающий повествова-нию религиозное звучание, переводящий его в философский план.В "Собачьем сердце" Булгаков не стремился запечатлеть объек-тивное, реалистическое отображение действительности; напротив,созданная им картина гротескна, то есть строится на совмещениинесовместимых или полярно противоположных понятий; трагиче-ского и комического, реального и абсолютно фантастического, аб-сурдного. Библейские аллюзии постоянно прерываются снижающи-ми, комическими деталями, заставляющими читателя переосмыс-лить происходящее в сатирическом ключе. Религиозных мотивовне так много, но все они играют значительную роль в раскрытииосновной идеи повести и одновременно предвещают появлениеглавного, финального произведения М. А. Булгакова, где библей-ская линия станет самостоятельной, - романа "Мастер и Маргари-та", работу над которым писатель начнет через два года после за-вершения повести "Собачье сердце".