пятница, 16 июля 2021 г.

Человек в огне гражданской войны (ii вариант)

Человек в огне гражданской войны (ii вариант)

"Читаю о людях, и они чудятся мне шагающими головой в об-лаках среди пожарищ. Побеждают и гибнут. Вот мчатся в тачан-ках, оглашая степь свистом вольницы. Вот босые шагают по снеж-ным равнинам. Бредят в сыпном тифу на сквозняках вокзалов свыбитыми окнами. Конной лавой мчатся в кровавый бой, - свер-кают шашки, летят головы. Переходят по горло ледяную воду за-ливов. Все это история. А где эти люди?"Алексей Толстой.В одном из писем Колесниковой Фадеев писал: "Война - боль-шая и суровая воспитательница. К этому времени мы уже испыта-ли много тяжелого, видели трупы замученных карателями кресть-ян, потеряли в боях многих людей, которых успели полюбить...Знали о чудовищных зверствах в контрразведках белых". Но потомон пишет, что "кое-кого из бывших товарищей мы теперь, не дрог-нув, расстреляли бы, если бы он попал к нам в руки, иных мы пре-зирали, об иных сожалели, что дороги наши пошли врозь".Война - это страшное бедствие для народа, еще страшнее, еслиидет война внутри одного народа, между братьями, между бывши-ми школьными товарищами, оказавшимися в различных полити-ческих лагерях, и теперь они должны убивать друг друга, защищаято, что им кажется правдой, идеей...Человек в таких событиях - и песчинка, и личность. Литерату-ра, являющаяся зеркалом событий, пыталась наиболее глубокопроникнуть в те события, понять тех людей, их душевные состоя-ния. Человек не схема, и в революции - в грандиозном социаль-ном переустройстве общества, в период катаклизма, несущего ра-дость освобождения одним и лишения другим, - его моральные ка-чества, их изменения - то, что должно интересовать писателя. За-дача сложна, и решаются подобные вопросы писателями по-разно-му. Многие писатели обращались к теме "человека в огне граждан-ской войны", они показывали как общую массу, так и отдельнуюличность. Рассматривались взгляды уже сформировавшейся лично-сти, но большей частью формирование взглядов и их изменение.Интересен для нас взгляд на войну, которую показывает в своихрассказах И. Бабель. Понять позицию И. Бабеля можно, обратив-шись к тем жизненным обстоятельствам, которые формировали егожизненный опыт. "А я ведь как вырос: в условиях тончайшей ку-льтуры, у француза-учителя так научился французскому языку,что еще в отрочестве знал превосходно классическую французскуюлитературу. Дед мой - раввин-расстрига, умнейший, честнейшийчеловек, атеист серьезный и глубокий. Кой-что он и нам передал,внучатам", - рассказывал Бабель Фурманову. Такая среда, воспи-тание в надклассовых, гуманистических традициях оказали суще-ственное воздействие на будущего писателя. "Смутными поэтиче-скими мозгами я переваривал борьбу классов", - говорил о себерассказчик, кандидат прав Петербургского университета К. Лютов(рассказ "Смерть Долгушева"); кстати, Бабель был командирован вгазету "Красный кавалерист" с документом на имя К. Лютова; этоне может не говорить о близости позиций автора и рассказчика: че-ловека чуждого и непонятного своим именем не наделяют. Его на-зывают "слюнтяем", но К. Лютов и не спорит, что он "слюнтяй":он рассказывает о том, как не смог выполнить просьбу Долгуше-ва - застрелить его, тяжело раненного; как шел в атаку на белопо-ляков и не мог заставить себя выстрелить в противника. Человекстрадает, так как не может переступить себя, свои принципы, то,что заложено с детства. Обыкновенный человек, понимающий необ-ходимость революции, хочет, чтобы революция "не стреляла". "Ре-волюция - это хорошее дело хороших людей. Но хорошие люди неубивают. Значит, революцию делают злые люди... Кто же скажетГедали, где революция, и где контрреволюция?" - говорит Геда-ли; в его словах взгляд на события простого обывателя...Для полного раскрытия темы "Человек в огне Гражданской вой-ны" надо рассмотреть одну из крупнейших работ Булгакова - ро-ман "Белая гвардия". В романе описаны события 1918-1919 го-дов, они оказали глубочайшее влияние на мировоззрение автора иво многом изменили его взгляд на пережитое. Как и Бабель в рас-сказе "Смерть Долгушева", так и Булгаков близок по убеждениямк своим героям - семье Турбиных и их друзьям, и в особенности кдоктору Алексею Турбину. Позднее Булгаков определял свою пози-цию в романе "Белая гвардия" как стремление "стать бесстрастнонад красными и белыми", главная тема романа - тема столкнове-ния личного существования с "исторической судьбой". М. Булга-ков в своем творчестве всегда исходил из гуманистического пони-мания главенствующей роли человеческой личности над всеми об-щественными изменениями."Мы должны оценить человека во всей совокупности его суще-ства, человека как человека, даже если он грешен, не симпатичен,озлоблен или заносчив. Нужно искать сердцевину, самое глубокоесредоточие человеческого в человеке". С этой позиции Булгаковрисует белое движение на Украине, изображая судьбу семьи Турби-ных на фоне морального падения и разложения контрреволюции.Мы видим, как, прибегая к помощи немцев, сбегает из города вы-сшее начальство (гетман и приближенные), как уезжают офицеры,оставив на рубеже зимой плохо одетых солдат. Булгаков показыва-ет братьев Турбиных - интеллигентов, которые связаны со старыммиром; но встают они на защиту Родины и защищают вовсе не "бе-лую идею"; они давали присягу и теперь верны ей, верны своей че-сти. "Это слово проходит в романе как лейтмотив. "О, чертова кук-ла, лишенная малейшего понятия о чести!" - негодует на Тальбер-га, сбежавшего с немецким поездом, Алексей Турбин. И ему жеподбрасывает автор книгу Достоевского, раскрытую на язвящей во-ображение странице: "Русскому человеку честь - одно тольколишнее бремя". Неужели создатель "Бесов" прав? Но тогда героямБулгакова лучше не жить на земле, ведь для них честь - род ве-ры, стержень личного поведения".Честь для Турбина не только верность Отечеству, царю (хотя иэто тоже), но и верность другим людям, товариществу, долгу передмладшими и слабыми. Гражданская война сотрясает дом: Василис-са, сосед Турбиных, - воплощение трусости, жадности и приспо-собленчества. Турбины не предают своих убеждений под сильнымиударами судьбы. Они понимают, что "все мы в крови повинны" ичто надо "устраивать заново обыкновенную человеческую жизнь",а не воевать, заливая все новой кровью родную землю.Главные герои романа верят в Россию и, главное, мечтают омирной жизни. Кончается роман очень символично. Писатель гово-рит, что каждый человек знает "страдания, муки, кровь, голод имор". Все пройдет. Взрывается Марс - планета войны, но заиграла"Венера, красноватая, а от голубой луны фонаря временами побле-скивала на груди человека ответная звезда. Она была маленькая итоже пятиконечная". Восходит Венера - планета любви, все людизабыли болезни и страдания, "мир становится в душе".С другой стороны раскрыта тема "Человека в огне Гражданскойвойны9 в произведениях Фадеева, Фурманова, Серафимовича, Ост-ровского.Рассмотреть отношение писателей, стоящих на позициях боль-шевизма, к этой теме можно, обратившись к повести Фадеева "Раз-гром".Человеческие качества того, кто попадает в экстремальные си-туации, проявляются в чистом виде, без повседневной шелухи; ло-маются жизни, судьбы, характеры и взгляды. Наиболее ярко изме-нение личности, воспитанной коллективом, формирование дисцип-лины, необходимой в военное время любому войску, прослеживает-ся в романе "Разгром".Сам автор еще в 1932 году говорил так: "В Гражданской войнепроисходит отбор человеческого материала, все враждебное смета-ется революцией, все неспособное к настоящей революционной бо-рьбе, случайно попавшее в лагерь революции отсеивается, а всеподнявшееся из подлинных корней революции, из миллионныхмасс народа, закаляется, растет, развивается в этой борьбе. Проис-ходит огромнейшая переделка людей". С этих позиций и оценива-ются герои... В книге отражены основные типы человеческойнравственности в переломную эпоху: мораль Левинсона, Мечика иМорозки - центральных персонажей произведения. Все эти персо-нажи индивидуальны и в то же время представляют собой средото-чие определенных качеств. Образ Левинсона в "Разгроме" - этотоже образ интеллигента, но совершенно отличного от Турбина иЛютова. Он силен, и силен, прежде всего, своей идеей, которая ве-дет его на все. Фадеев показывает обычного человека со слабостя-ми, болезнями, вся его внешность говорит о том, что это не супер-герой, а простой человек, но "он беспощадно задавит в себе бездей-ственную, сладкую тоску". "Видишь все так, как оно есть, для то-го, чтобы изменять то, что есть, приближать то, что рождается идолжно быть" - вот к какой - самой простой и самой нелегкой -мудрости пришел Левинсон". В "Разгроме" показан и другой чело-веческий тип - Мечик. В нем виден человек, не способный к вой-не, но в то же время он пытается понять своих товарищей по отря-ду, научиться чему-то. Он замкнут на себе, ему кажется, что всеспециально хотят обидеть его, что партизаны злы и бессмысленножестоки, что мир мрачен и отвратителен. После беседы с Мечиком:"Нет, все-таки я был крепкий парень, я был много крепче его, -думал он теперь с необъяснимым, радостным торжеством... - я нетолько многого хотел, но и многое мог - в этом все дело..."В "Разгроме" Фадеев показывает "Левинсона как человека,всегда идущего во главе", Мечика, который в результате своих ме-таний оказывается предателем, и в процессе эволюции, духовногороста рассмотрен Морозка. Это еще один человек, в жизни котороговойна сыграла важнейшую роль.В образе Морозки Фадеев наиболее полно раскрывает "револю-ционные перемены в сознании рядового пролетария". Автор утвер-ждал, что Морозка "по замыслу и объективному ходу произведе-ния - главная фигура романа".В первых главах это бесшабашный, недисциплинированный, не-сдержанный боец. Он груб, дерзок, способен на воровство. Но с дру-гой стороны, в нем сильно чувство коллектива, классовый ин-стинкт, Фадеев показывает, как постепенно старые тропы зараста-ют, приходится самому выбирать дорогу. Важнейшим моментом визменении жизни Морозки был общественный суд. Последствия су-да сказались в эпизоде на пароме, когда герой впервые поборолчувства, которые обычно руководили им. Эта победа над собой при-несла удовлетворение, радость. Дальнейшее перерождение происхо-дит в переосмыслении прежней жизни. Стремится попасть на "пря-мую, ясную и правильную дорогу, по которой шли такие люди, какЛевинсон, Бакланов, Дубов".Перерождение коснулось и личных отношений.В конце романа Морозкин подвиг - закономерный поступок,иначе он уже не мог поступить. Он ни на миг не потерял самообла-дания.В Морозке Фадеев показал обобщенный образ человека из наро-да. Процесс перевоспитания людей в огне революции и Граждан-ской войны дал историческую выработку нового, социалистическогохарактера, пережитую многими в первые годы Советской власти.Итак, мы видим, что к теме "человека в огне Гражданской вой-ны" обращались многие писатели, они по-разному отражали ее всвоих произведениях, которые составили удивительную картинутого ужасного, страшного времени.