среда, 28 июля 2021 г.

Сатирическое изображение чиновников в комедии Гоголя "Ревизор".

Сатирическое изображение чиновников в комедии Гоголя

Сюжет комедии "Ревизор", так же как и сюжет бессмертной поэмы"Мертвые души", был подарен Гоголю А.С.Пушкиным. Гоголь давно мечталнаписать комедию о России, высмеять недостатки бюрократической систе-мы, которые так хорошо известны каждому русскому человеку. Работа надкомедией так увлекла и захватила писателя, что в письме Погодину оннаписал : "Я помешался на комедии".

В "Ревизоре" Гоголь умело сочетает "правду" и "злость", тоесть реализм и смелую, беспощадную критику действительности. При помо-щи смеха, беспощадной сатиры Гоголь обличает такие пороки русскойдействительности, как чинопочитание, коррупцию, произвол властей, не-вежество и плохое воспитание. В "Театральном разъезде" Гоголь писал,что в современной драме действием движет не любовь, а денежный капитали "электричества чин". "Электричества чин" и породил ту трагикомичес-кую ситуацию всеобщего страха пред лжеревизором.

В комедии "Ревизор" представлена целая "корпорация разных слу-жебных воров и грабителей", блаженно существующих в уездном городе N.

При описании мира взяточников и казнокрадов Гоголь использовалряд художественных приемов, которые усиливают характеристики персона-жей.

Открыв первую же страницу комедии и узнав, что, например, фа-милия частного пристава - Уховертов, а уездного лекаря - Гибнер, мыполучаем, в общем-то, уже достаточно полное представление об этих пер-сонажах и об отношении автора к ним. Кроме того, Гоголь дал критичес-кие характеристики каждого из главных действующих лиц. Эти характерис-тики помогают лучше понять суть каждого персонажа. Городничий: "Хоть ивзяточник, но ведет себя очень солидно", Анна Андреевна: "Воспитаннаявполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладо-вой и девичьей", Хлестаков: "Без царя в голове. Говорит и действуетбез всякого соображения", Осип: "Слуга, таков, как обыкновенно бываютслуги несколько пожилых лет", Ляпкин-Тяпкин: "Человек, прочитавшийпять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен". Почтмейстер:"Простодушный до наивности человек".

Яркие портретные характеристики даны также и в письмах Хлеста-кова в Петербург своему приятелю. Так, говоря о Землянике, Хлестаковназывает попечителя богоугодных заведений "совершенной свиньей в ер-молке".

Основным литературным приемом, которым пользуется Н.В.Гогольпри комическом изображении чиновника, является гипербола. В качествепримера применения этого приема автором можно назвать и Христиана Ива-новича Гибнера, который не в состоянии даже общаться со своими больны-ми по причине полного незнания русского языка, и Аммоса Федоровича спочтмейстером, решивших, что приезд ревизора предвещает грядущую вой-ну. Гиперболична поначалу и сама фабула комедии, но по мере развитиясюжетного действия, начиная со сцены рассказа Хлестакова о его петер-бургской жизни, гипербола сменяется гротеском. Ослепленные страхом засвое будущее чиновники и хватающиеся за Хлестакова, как за соломинку,городское купечество и обыватели не в состоянии оценить всей абсурд-ности происходящего, и несуразности нагромождаются одна на другую: тути унтер-офицерша, которая "сама себя высекла", и Бобчинский, просящийдовести до сведения его императорского величества, что "в таком-то го-роде живет Петр Иванович Бобчинский" и т.п.

Кульминация и следующая сразу за ней развязка наступают резко,жестоко. Письмо Хлестакова дает такое простое и даже банальное объяс-нение, что в этот момент оно выглядит для Городничего, например, го-раздо более неправдоподобным, чем все хлестаковские фантазии. Следуетсказать пару слов об образе Городничего. По всей видимости, ему при-дется расплатиться за грехи своего круга в целом. Разумеется, он и самне ангел, но удар настолько силен, что у Городничего наступает нечтовроде прозрения: "Ничего не вижу: вижу какие-то свиные рыла вместолиц, а больше ничего..."

Далее Гоголь применяет прием, ставший таким популярным в нашевремя: Городничий, ломая принцип так называемой "четвертой стены", об-ращается прямо в зал: "Чему смеетесь? Над собой смеетесь". Этой репли-кой Гоголь показывает, что действие комедии на самом деле выходит да-леко за пределы сцены театра, переносится из уездного города на необъ-ятные просторы. Ведь, недаром некоторые литературоведы видели в этойкомедии аллегорию на жизнь всей страны. Есть даже легенда о том, чтоНиколай I, посмотрев пьесу, вымолвил: "Всем досталось, а больше всехмне!"

Немая сцена: как громом пораженные стоят обитатели провинци-ального городка, погрязшие во взятках, пьянстве, сплетнях. Но вот идеточищающая гроза, которая смоет грязь, накажет порок и наградит добро-детель. В этой сцене Гоголь отразил свою веру в справедливость высшейвласти, бичуя тем самым, по выражению Некрасова, "маленьких воришекдля удовольствия больших". Надо сказать, что пафос немой сцены не вя-жется с общим духом этой гениальной комедии.

После постановки комедия вызвала шквал критики, так как в нейГоголь сломал все каноны драматургии. Но главное недовольство критикибыло обращено на отсутствие положительного героя в комедии. В ответ наэто Гоголь напишет в "Театральном разъезде":"...Мне жаль, что никто незаметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Это честное, благородноелицо был - смех".А.Н. Островский.