четверг, 8 июля 2021 г.

Обзорные темы по произведениям русской литературы xx века историческая тема в русской литературе

Обзорные темы по произведениям русской литературы xx века историческая  тема в русской литературе

Писать на историческую тему очень сложно. Дело в том, что за-дача автора в этом случае - донести и выложить перед читателемто, чему тот не был свидетелем, поэтому этот автор должен обла-дать громадным чувством ответственности за то, что он написал.Чувство это появляется обычно в том случае, если он был участни-ком описанных им событий. В современной русской литературенаиболее профессиональным и знающим писателем-историкомможно с уверенностью назвать Александра Солженицына. В совре-менной России очень много авторов разного качества создают боль-шое количество произведений по истории советской России, но извсех выделяется именно Солженицын - налицо глубокий профес-сионализм, огромный опыт и, главное, то, что он был участникомили свидетелем того, что описал. Солженицын был замечен читате-лями, критиками и партийными чиновниками, что очень важно,когда была напечатана повесть "Один день Ивана Денисовича". Онне подвергся нападкам партийных критиков тогда только потому,что был в разгаре процесс разоблачения культа личности Сталина ибыло даже модно писать обличительные статьи и произноситьгромкие речи, используя при этом красивые, но высокопарные обо-роты, причем делали это подчас те, кто еще год назад радостно и свидимым участием прислушивался к известиям об ухудшающемсяздоровье вождя по радио. Все эти статьи и речи, несмотря на высо-копарность, очень смахивали на яростные попытки глупой болонкисмело облаять мертвого льва, при жизни нередко заставляющего еевыделывать фокусы, от которых у нее по ночам очень болели ноги.Солженицын был не из той категории людей и произвел настоящийфурор в отечественной литературе, которая к тому времени походи-ла на спокойное, устоявшееся болото. Он провел в своей повестипрямую между отдельной личностью и историческим процессом,что до него не удавалось никому, несмотря на титанические усилиясоздать шедевр. Он был не только замечен высшим партийным ру-ководством, но и оценен как серьезный противник, на которого,правда, ни у кого не было зубов.Повесть была первым капитальным трудом Солженицына, по-сле которого появилась череда теперь широко известных произве-дений: "Архипелаг ГУЛАГ", "Раковый корпус", "Красное колесо".Несмотря на краткость повести, работа над ней была проделанаогромная - в несколько десятков страниц вместилось все самоеглавное и нужное, что необходимо было понять читателю о тотали-тарном государстве.Автор описал один день из жизни Ивана Денисовича Шухова, впрошлом - среднего, ничем не выделявшегося советского гражда-нина, в настоящее время - английского шпиона. Вполне естест-венно, что "разоблаченный английский шпион" находился в одномиз многочисленных концентрационных лагерей. Солженицынумышленно описал день человека, проведенный в зоне, а не на во-ле, так как в зоне политзаключенных того времени можно быловстретить очень интересные, яркие образы характеров людей из са-мых разных слоев общества, разной веры и общественного положе-ния. Кроме того, автор хотел показать, что зона очень мало чем от-личалась от вольной жизни, - и правда, Иван Денисович оченьредко вспоминает о своем доме, о местах, где жил раньше. Иногдатолько его заставляют вспоминать прошлое редкие письма жены издома, в которых она рассказывает о своей жизни, в общем, скучнойи однообразной, а между строк проглядывает множество бед, поя-вившихся в послевоенной жизни рядовых советских граждан. Пи-сьма Шухов читает без особого участия - все говорит о трудностивольной жизни, и он не знает, чем будет занят после выхода из зо-ны. Чтобы уяснить всю важность вопроса, обсуждаемого Солжени-цыным в .повести, надо сначала понять, что бы ждало советскихлюдей в случае построения "идеального общества". Основные мыс-ли можно взять из романа Е. Замятина "Мы", где описано подоб-ное "идеальное общество" - Единое Государство, граждане которо-го имеют свой порядковый номер, такой, какой обычно стоит нашапке каждого зека. Их судьба - это ряд запланированных еще доих рождения поступков, запрограммированное счастье, заключаю-щееся в полном отсутствии таких болезней, как душа, индивидуа-льность, свобода. Рядовой шулер - основа Единого Государства,чем больше подобных людей-деталей, тем слаженнее и мощнее ра-ботает единый механизм общества. За жизнью и работой деталейстрого смотрят "хранители" - служители механизма, обеспечиваясчастье хорошо смазанной машины. Время шулеров распланирова-но так, что они постоянно чем-то заняты, у них нет возможностиостаться одним, начать думать и "заболеть душой".Итак, Солженицын пишет о тоталитарном государстве, описы-вая зону. Он вывел несколько образов, являющихся неотъемлемы-ми спутниками тоталитарной системы. Первый образ - бригадныйметод организации труда, когда бригадир смотрит за работой всех,а работник следит за трудом соседа, чтобы не сделать больше, чемон, работы, в которой не заинтересован. Бригада - это маленькоетоталитарное государство, часть целого. Это характерный признакнеполноценности системы. Зеки выполняли работу, в которой небыли заинтересованы. Они строили фанерные дома, а жили в нихвольные, строили клуб, в котором вольные смотрели кино, возводи-ли ТЭЦ, которая станет обогревать не их, а какой-нибудь город, на-селенный тоже вольными.Центральный образ в повести - это Соцгородок. Само названиеговорит о том, что это Соцгородок всей страны. Это голое, ничем незащищенное поле в зимней степи, где надо-создать условия, при-годные для жизни - не зеков, а вольных. Работа эта - сущий ад,ведь первые строители будут работать на глубоком снегу в голомполе весь день, причем сначала они возведут временную зону из ко-лючей проволоки - от самих же себя. Задача каждого бригади-ра - всеми способами не допустить того, чтобы его бригаду посла-ли работать на Соцгородок. Идут туда самые нерадивые, естествен-но, погибают там, но, успев создать условия, облегчающие труд по-следующих. Так, в зимнем поле, на жестоком холоде, при помощисамых примитивных орудий труда на костях строителей возводит-ся город, работа жителей которого будет не покорение северных зе-мель, не добыча редких ископаемых, а просто обслуживание тепло-электроцентрали, подающей тепло в другие города. Соцгородок -это не частный случай, это образ, дающий точное представление обустройстве тоталитарного государства. Он вреден не столько огром-ными жертвами, связанными с его постройкой, сколько порочнымсознанием, пробуждающимся в человеке, когда система дает воз-можность людям видеть жизнь соседа не лучше своей собственной.При этом оправдываются самые грубые и жизненные человеческиеинстинкты и рефлексы, в результате портится вся ментальная сис-тема народа.Еще один образ, выведенный Солженицыным, - это двестиграммов хлеба, ежедневно выдаваемые зекам. Эти двести граммовтак много для них значили, что подчас затмевали все остальныестремления и желания. Они составляли основу помышлений чело-века, имеющего силы, но голодающего. В этом заключался тонкийрасчет людей, разработавших систему питания в зоне. Они хорошознали, что голодный работает лучше сытого.Сила тоталитарного государства - в массе, опора и основа - врядовом гражданине, поэтому и слабость этого государства именнов этом. Если этот гражданин ничем из массы не выделяется, то естьумственно развит так же, как и все, он живет относительно спокой-но, и его мало беспокоят власти, но если он начинает размышлять,строить выводы и обобщения, больше того, делиться своими мыс-лями с соседом, то это самая страшная опасность для тоталитариз-ма, поэтому несложно доказать, что творение судьбы человека -дело рук самого человека, что Солженицын и сделал.Он обрисовал образ человека, не поддающегося отчаянию в зо-не, умеющего, несмотря ни на что, сохранять достоинство в тече-ние многих лет. Это шестидесятилетний старик, привлекший вни-мание Шухова. Про этого старика говорили, что в лагерях он про-вел столько же, сколько стоит Советская власть. Он уже стоит од-ной ногой в могиле, у него от дрянной пищи не осталось зубов, носпину он держит прямо, ест не нагибаясь к миске и смотрит всегдаповерх голов остальных. Он - образ человека, не желающего при-нимать существующий порядок, и он страшен тоталитаризму дажев зоне, потому что он обращает на себя внимание.Повесть "Один день Ивана Денисовича" - это замечательнаяисторическая работа, вмещающая в себя, несмотря на небольшойразмер, представление о целом периоде в жизни страны, повесть-предупреждение, написанная с надеждой, что то, что описано, ни-когда не повторится.