пятница, 16 июля 2021 г.

Человек в огне гражданской войны (iii вариант)

Человек в огне гражданской войны (iii вариант)

Война... У нее всегда одно лицо - смерть, страдания, нена-висть... Но тем не менее многие писатели первой половины XX векасмогли увидеть в братоубийственной войне 1918-1922 годов и ис-пытание - испытание на прочность человеческих убеждений, вер-ность жизненным принципам. В огне кровавой бойни проявляютсяскрытые в обычное время черты человеческой натуры - будь тотрусость и предательство или готовность к самопожертвованию. Иэто не зависит от того, какой позиции придерживается автор -будь он явный сторонник "красных" или стремящийся к объектив-ности повествования наблюдатель.Но все-таки, как мне показалось, главным чувством, преоблада-ющим в сердцах людей во время войны, является страх, но по-раз-ному переносят его герои: Мечик - герой романа А. Фадеева "Раз-гром" - готов предать ради спасения своей жизни; для него, пред-ставителя интеллигенции, человеческая жизнь и идея, как нистранно, ничего не значат - главным является выживание, пустьдаже и за счет других.Совсем не таков Николай Турбин - побеждая свой страх передпетлюровцами, он готов умереть, спасая тем самым будущих юнке-ров и кадетов. И если у героя Фадеева инстинкт самосохраненияграничит с предательством и подлостью ради спасения самого себя,то булгаковский персонаж заглушает страх чувством долга.Тем не менее нельзя говорить, что лишь представители интел-лигенции поставлены писателями в экстремальные ситуации, -сознательность, решительность и все лучшее, что есть в человеке,проявляется, по мнению Фадеева, именно в представителях проле-тариата, - так как не они являются наиболее надежной частью от-ряда Левинсона!И в то же время Тальберг ("Белая гвардия"), представитель иноситель ценностей высшего офицерства, готов ради собственногоспасения оставить в аду петлюровцев свою жену, бросить своючасть и Город, ставший родным.Почти каждый герой в произведениях этого времени - человек,раздираемый внутренними противоречиями, страдающий от необ-ходимости переступить через себя: или совершить убийство ("Док-тор Живаго"), или отказаться от защиты своего родного Города("Белая гвардия", полковник Мальцев); это человек с воспаленнымсознанием, готовый, пусть из лучших побуждений, убить себе по-добного (Палых в романе "Доктор Живаго"), спасая его от возмож-ного страдания. Период Гражданской войны характерен значитель-ным смещением ценностей: человеческая жизнь ничего не стоит,убийство становится обыденностью, страдания - атмосферой жиз-ни.Но тем не менее в высушенной войной человеческой душе ещеостается место прежним идеалам - и монархист Алексей Турбин,и доктор Живаго готовы отстаивать свои убеждения, пытаются доб-ром вылечить страшную язву мясобойни.Наряду с этими людьми существуют и те, кто способен забыть освоих эмоциях и положиться на правоту других, - ведь ни Левин-сон, ни Най-Турс не сомневаются в полученных приказах, ставя се-бе целью их выполнение любой ценой (правда, в Най-Турсе побеж-дает здравый смысл и он отдает приказ об отступлении).Третий тип людей - те, для кого мясорубка войны преврати-лась в забаву или ремесло; их смысл жизни -, убийства и уничто-жение себе подобных безо всяких целей и рассуждений. Таковыпетлюровцы, входящие в Город, убивая случайных прохожих (не-счастный еврей на мосту). Именно ненависть таких людей движетвсей войной, вопреки всякой логике и вопреки идеям.Вместе с тем нельзя забывать, что еще существует любовь -чувство, соединяющее разных людей, заставляющее забыть обокружающих жестокостях, обрести настоящий смысл жизни; эталюбовь снимает напряженность и ненависть, царящие на каждойстранице: любовь Варвары можно назвать эмоциональной отдуши-ной романа "Разгром". Новое чувство Елены ("Белая гвардия")восстанавливает нарушенную отъездом Тальберга гармонию; лю-бовь Юлии Рейс и Елены к Алексею явилась той самой соломин-кой, которая помогла старшему Турбину выжить и выздороветь по-сле всего перенесенного.Все женщины: и Варвара, и сестра Най-Турса, и Елена, - всеони способны на глубокое и загадочное чувство, чувство, котороедействительно творит чудеса, - и все это несмотря на окружающиеужасы войны...Главными для Бабеля, Фадеева, Пастернака, Булгакова являют-ся даже не описываемые события, а то, что в подобной атмосферегерои еще могут носить гордое имя Человека...