Увы, как ни противоречит это самосознанию москвича, для великого Мастера русской литературы Михаила Булгакова Москва не была родным городом. Ведь, как известно, писатель родился в Киеве. Однако можно и, пожалуй, должно вкладывать в это слово более широкий смысл, тем более если речь идет о Булгакове.
Неразрывная связь писателя с Москвой гораздо глубже географических понятий, ибо именно здесь происходят все основные события его жизни и творчества. Не случайно о своем приезде в Москву в 1921 году Булгаков так пишет в автобиографии: "Я приехал в Москву в конце 1921 года без денег и без вещей, приехал, чтобы остаться здесь навсегда".
Работа в редакциях различных газет, во МХАТе - лишь основные вехи жизни писателя в столице. Большая часть ее также связана с проживанием в квартире № 50 в доме № 10 по Большой Садовой улице - именно сюда Булгаков поместит центр событий романа "Мастер и Маргарита". Легендарный дом 302-бис по Садовой связан с реальным домом № 10 простой формулой: три и два в сумме составляют пять, а слово "бис" имеет значение "дважды", следовательно, дважды пять и являют нам настоящий адрес дома в романе.
Связь писателя с Москвой, своеобразие понимания феномена этого города органически заключены в таких, например, произведениях Булгакова, как повесть "Собачье сердце" и роман "Мастер и Маргарита". Причем в художественном восприятии писателя Москва становится не просто городом, а городом людей с их традициями, радостями, ежедневными проблемами и вечными ценностями. Создается удивительно цельный образ Москвы булгаковской.
Социальные противоречия нэпманской Москвы двадцатых годов остро отмечены в повести "Собачье сердце".
Холод, грязь, резкие контрасты жизни. Москву - даже в сравнении общественных столовых и столовых-ресторанов для избранных - читатель видит глазами пса Шарика. Впервые в русской литературе писатель использовал подобную перспективу в рассмотрении противоречивой жизни столицы. Трагедия Москвы двадцатых годов передается Булгаковым с помо-щью частного примера - описания изменений в устройстве жизни Калабуховского дома, который становится центром событий повести. В споре о причинах появления в доме таких явлений, как кража галош, грязь в парадном, перебои в электроснабжении, профессор Преображенский - главный герой повести - на комментарий своего помощника Борменталя, говорящего о том, что причиной всего этого является "разруха", говорит так: "Что такое разруха? Разруха - это не старуха с клюкой... Разруха... в головах".
Булгаков в "Собачьем сердце" остро переживает именно эту "разруху в головах" в обществе Москвы: "уплотнение", вплоть до фантастического вытеснения из жизни старой московской интеллигенции, доминирование, агрессивное и жестокое, в ней шариковых и швондеров.
Неразрывную связь Булгакова с Москвой подтверждает и то, что именно здесь разворачивается действие центрального произведения всего творчества писателя - романа "Мастер и Маргарита".
Все без исключения исследователи творчества Булгакова указывают на предельную реальность московской топографии романа, его московских прототипов. При этом, как уже отмечалось, Булгаков нередко прибегает к использованию своеобразных шифров, не очень, впрочем, сложных для разгадки.
Уже назывался реальный прообраз дома 302-бис, однако имеются и другие московские адреса романа "Мастер и Маргарита" . Например, за "Домом Грибоедова", здания правления литературной организации МАССОЛИТ, угадывается дом Герцена, расположенный на улице Герцена (ныне Б. Никитская). А за самим МАССОЛИТом можно увидеть РАПП или более поздний Союз писателей - такие же принципиально нетворческие организации.
Роман "Мастер и Маргарита", который Булгаков писал более десяти лет, является, таким образом, широкой и глубинной психологической картиной жизни Москвы тридцатых годов. Это подтверждает обилие прототипов персонажей романа, что, впрочем, неудивительно на фоне автобиографичности фигуры самого Мастера.
Ряд исследователей отмечает, в частности, что прототипом персонажа Мстислава Лавровича явился известный в тридцатые годы критик Всеволод Вишневский: фамилия персонажа спародирована через известные лавровишневые капли. Прототипична и фигура Берлиоза - квазиэрудита, бюрократического руководителя творческой организации - несомненными прообразами этого героя являются председатель РАППа Авербах и нарком просвещения Луначарский.
Чрезвычайно глубокий смысл для понимания всей концепции булгаковской Москвы имеет ее связь с Вечным городом - Иерусалимом. Причем связь эта не только временная и топографическая (в передвижениях героев по городу Арбат соответствует Нижнему Иерусалиму), не просто перекликаются между собой отдельные детали городского пейзажа (золотые идолы и золотые купола, пятисвечия и пять кремлевских звезд, установленных в 1937 году), но между двумя городами, отделенными друг от друга девятнадцатью веками, возникает глубокая философская связь, основанная на примере самой сущности человека. Жителей обоих городов объединяет пороч-ная преданность обману, лжи, доносительству. Москва тридцатых годов - город, живущий исключительно своим настоящим, отрицающий свою историческую наследственность, - у Булгакова оказывается соединенным, слитым воедино с вечностью, сам становится историей...
Пожалуй, наиболее емко определяют отношение писателя к противоречиям Москвы слова Воланда: "Какой интересный город, не правда ли?" - говорит он, глядя на сочетание Москвы новой и Москвы старой. Какое простое, но одновременно какое глубокое слово: "интересный"! Москва Булгакова - город, увлекающий своими тайнами, стимулирующий глубинные исследования, серьезное переосмысление, предела которым нет и, очевидно, быть не может. Ибо познание истории, вечности бесконечно.