вторник, 13 июля 2021 г.

Песенность народной поэзии А. В. Кольцова

Песенность народной поэзии А. В. Кольцова

И. С. Тургенев заметил однажды: "...У Кольцова есть штук двадцать маленьких поэм, которые будут жить, пока жив русский язык". Писатель был прав. Лучшее из написанного Кольцовым навсегда вошло в сокровищницу нашей национальной художественной культуры. Это песенные стихи про шумящую рожь, про пахаря, который при свете занявшейся зари выехал в поле, о ночном соловье, поющем о любви, надеждах и грусти, стихи о степной траве, вянущей осенней порой, о вьющихся хмелем кудрях молодца, о горе горьком, где-то сеянном и где-то выросшем, но таком знакомом бедняку. Однако Кольцов интересен нам не только всем известными стихами, ставшими песнями, но, к примеру, и такими строчками:Скучно и нерадостноЯ провел век юности:В суетных занятияхНе видал я красных дней;Жил Е степях с коровами,Грусть в лугах разгуливал,По полям с лошадкоюОдин горе мыкивал. Жизнь и быт Кольцова полны интереса для нас. Он привлекает даже своими подражательными стихами. Поэт искал мастерства у Пушкина, к которому испытывал столь благоговейное чувство, что признался В.Г. Белинскому: "Если литература дала мне что-нибудь, то именно вот что: я видел Пушкина..." (письмо от 25 марта 1841 года). Одаренный от природы живым воображением и умом, Кольцов следовал своему призванию художника, преодолевая многие препятствия. Поэт не встретил понимания в родной семье, не сразу осознал ложь советов тех из столичных литераторов, которые желали сделать из него официального поэта: на сусальное золото верноподданнической поэзии — такой, каким явилось стихотворение оцарской фамилии "Ура!" — они ставили клеймо поэзии настоящей. В Воронеже у Кольцова были друзья, ценившие его талант, помогавшие ему книгами и советами. Они поддерживали веру юноши в себя. А спустя некоторое время судьба подарила ему дружбу с Белинским. Наставления критика очень помогли поэту, но еще до знакомства с ним Кольцов понял, на кого он должен равняться в поэзии, что делать предметом творчества: сказались природная чуткость и непосредственное ощущение прекрасного. "А степь опять очаровала меня", — писал поэт Белинскому (15 июля 1836 года). "Опять" - как в пору ранней молодости. Прирожденный лирик, Кольцов много и пламенно писал о любви. Есть у него песня "Если встречусь с тобой...". В ней говорится о счастливой поре любви: Кольцов любил крепостную девушку, жившую в доме отца; любовь оказалась такой короткой. По отцовскому приказу любимую увезли далеко в степь, на Дон. Она рано умерла. Кольцов горько пережил утрату... Беда еще была впереди, а пока поэт с восторгом писал:Если встречусь с тобой Иль увижу тебя, — Что за трепет, за огонь Разольется в груди.Чувство вылилось в слова страстного признания:Если взглянешь, душа, Я горю и дрожу И бесчувствен и нем Пред тобою стою! Если молвишь мне что, Я на речи твои, На приветы твои, Что сказать — не сыщу. Такой строй поэтической речи мог быть верно найден лишь при переживании неудержимого душевного порыва:А лобзаньям твоим, А восторгам живым На земле у людей Выражения нет!Поэт находит и такие слова;Дева-радость души, Это жизнь - мы живем! Не хочу я другой Жизни в жизни моей! Написав стихотворение, Кольцов не раз возвращался к нему, менял отдельные слова, убирал целые строки, дописывал новые, но идущее через все стихотворение движение чувства было найдено с самого начала, в первой редакции... Жизнь Кольцова была полна той самой печали, которая заполнила до краев народную жизнь. В письме поэта В. Г. Белинскому от 28 сентября 1839 года есть одно примечательное суждение, которое весьма точно характеризует жизненную почву душевных переживаний Кольцова: "... вся причина — это сушь, это безвременье нашего края, настоящий и будущий голод. Куда ни глянешь — везде унылые лица; поля, горелые степи наводят на душу уныние и печаль, и душа не в состоянии ничего ни мыслить, ни думать". Ощущение народных радостей и горя как собственных позволило Кольцову необычайно художественно воспроизвести крестьянский быт. В стихотворении "Урожай" поэт глядит на все глаза-ми земледельца: дождь, пролившийся на истомленную солнечным зноем землю, — великая радость и для Кольцова. Глубокое удовлетворение, даже ликование слышится в строчках:Напилась воды Земля досыта; На поля, сады На зеленые Люди сельскиеНе насмотрятся. Так мог писать лишь человек, близко принявший к сердцу заботы и думы простого люда. С Кольцовым в поэзию пришли пахари, косари, жнеи, веселые удалые работники. Поэзия крестьянской работы возносится до подлинного апофеоза. Тон стиха — полнота радостного ощущения труда:Выбелим железо О сырую землю... Уже в самых первых поэтических опытах Кольцов за-давался сложными вопросами об устройстве мироздания, о безграничности видимого мира, о постижении тайн природы, о назначении человека на земле. Природа предстала глазам поэта во всем блеске красоты, удивляя стройностью, как бы обдуманной связью своих звеньев. Чувство удивления и восторга перед миром продиктовало поэту простодушные строки:Тучи носят воду, Вода поит землю, Земля плод приносит; Бездна звезд на небе, Бездна жизни в мире; То мрачна, то светла Чудная природа... Стихи поэта удивляют нас искусством, с каким сложены; поражает безошибочно найденное соотношение, связь частей. Кольцов придает изложению мысли строгую по-следовательность и порядок. В песне "Много есть у меня..." пять строф, и первые четыре начинаются одинаково:Много есть у меня Жемчугов и мехов, Драгоценных одежд, Разноцветных коров. Много есть у меня Для пиров - серебра, Для бесед красных слов, Для веселья - вина! У обладателя сказочных богатств есть и терема, и поля, и леса, много деревень, людей, знакомых. Мы ждем: чем-то закончится эта речь? И вот завершается строфа, короткая, сильная, — она сразу делает всю песню единым законченным целым:Но я знаю, на что Трав волшебных ищу; Но я знаю, о чем Сам с собою грущу... Стихотворение изобразило драматизм человеческой судьбы: есть власть, даваемая богатством, но она бес-сильна перед любовью. Соотношение частей стихотворения, последовательность и порядок в развитии мысли целиком вышли из общего замысла. В мастерстве композиции — в строгой простоте строения стихотворения, в ясности, обдуманности членения произведения на части — виден поэт пушкинского времени. Стихам поэта чужды и избыток, и недостаток изобразительности. Показательно в этом отношении стихотворение "Домик лесника". Оно рассказывает о затерянном в лесном краю доме: заперты его ворота. Кто живет здесь? Рыболов? Разбойник, теперь спасающий душу молитвой? Нет —Лесной староста с женою, С третьей дочкой молодою. Он живет здесь с давних пор, Караулит царский бор.Заперты ворота из-за дочери. Лесник боится за нее:Чтобы в каменны палаты Не увез купец богатый; Чтоб боярин окружной Не прильнул бы к молодой Безотвязной повиликой, -Чтоб не быть ей горемыкой. В стихотворении есть замечательная недосказанность. Она оставляет простор для воображения. Ясно только: глухой край таит возможность человеческой драмы. Соблюдена художественная мера — поэт заставил работать наше воображение: этого бы не было, если бы он рассказал нам подробнее о леснике и его дочери. У каждого рода и жанра в поэзии есть своя стилевая система, вне которой они не существуют. Это становится очевидным, когда речь заходит о стихах Кольцова, ставшими романсами. Песням-романсам поэта присуща интенсивность в выражении чувства — без этого свойства нет романса. Автор следовал стилевой традиции жанра. Образцом созданной им песни, ставшей популярным романсом, может служить "Разлука" ("Назаре туманной юности..."):Что пред ней ты, утро майское, Ты, дуброва-мать зеленая, Степь-трава - парча шелковая, Заря-вечер, ночь-волшебница! Поэт не мог мыслить своей лирики без фольклора, как не мыслили без него своей жизни миллионы людей. Песни, пословицы, причет, сказка — это был целый ху-дожественный мир, мир привычных жизненных срав-нений, уподоблений, поэтических ассоциаций, вошедших в повседневный быт, язык, обычаи и обряды. Как многие другие песни Кольцова, "Ах, зачем меня силой выдали..." в существенной части повторяет фольклор. Несомненно, поэт слышал у себя в Воронеже, как пели:Ах, кабы на цветы не морозы, И зимой бы цветы расцветали; Ох, кабы на меня не кручина, Ни о чем-то бы я не тужила.Фольклорный образ обретает новое значение у Кольцова:Не расти траве После осени; Не цвести цветам Зимой по снегу! У народа поэтом заимствован и образ кораблей, плывущих из-за моря с золотом, — и сыплется золото на пол, а не помочь загубленному человеку:Пусть из-за моряКорабли плывут,Пущай золото

На пол сыплется. Вся песенно-сюжетная ситуация фольклорна от начала до конца. В народных песнях Кольцов нашел все ему необходимое, но не просто усвоил готовое. Ведь даже фольклорный образ цветов, погубленных морозом, у поэта уже не такой, каким был раньше. Кольцовская категоричность "Не цвести цветам зимой по снегу" не походит на сожалеющее раздумье народной песни о небывалом: "Ах, кабы на цветы не морозы". Беря у народа образы, автор оставался самим собой. Стихи поэта были голосом самой жизни. Кольцову подходят слова, сказанные о народе: "Дивной вязью он плел невидимую сеть русского языка: яркого, как радуга вслед весеннему ливню; меткого, как стрела; задушевного, как песня над колыбелью; певучего и богатого".