А. С. Пушкин работал над своим самым значительным творением больше семи лет. Начинал роман поэт в 1823 году, а закончил в 1830-м, впрочем, знаменитое "письмо Онегина" было написано еще спустя год. В этот период в социально-политической жизни страны произошли огромные перемены. Подъем общественного самосознания, начавшийся после победы в Отечественной войне 1812 года сменился периодом жестокой реакции после событий 14 декабря 1825 года. Друзья поэта, его сверстники и единомышленники перестали существовать как общественная сила. События в романе происходят до выступления декабристов, но трагические события 1825 года наложили печать жесткой требова-тельности на мысли и поступки героев.
"Евгений Онегин" - первое произведение в истории русской литературы, в котором автору удалось создать широчайшую панораму действительности, раскрыть важнейшие проблемы своего времени. В огромном зеркале романа читатели узнали жгучую современность, себя и своих знакомых, деревню, городи столицу, помещиков и крепостных. Они услышали живую разговорную, искреннюю речь лучшего из своих современников. За широкий охват жизненных тем, за глубину и точную передачу исторических деталей В. Г. Белинский назвал роман "Евгений Онегин" энциклопедией русской жизни и в высшей степени на-родным произведением.
С присущей ему точностью Пушкин освещает экономическую и культурную жизнь России первой четверти XIX века. Мы мимоходом узнаем структуру торговых отношений России: за лес и сало из-за границы ввозились всевозможные декоративные украшения, безделушки: "гребенки, пилочки стальные, прямые ножницы, кривые и щетки тридцати родов и для ногтей и для зубов". С восхищением описывает автор театр, балет своего времени: драматург Озеров "дани народных слез, рукоплесканий с младой Семеновой делил", самым известным постановщиком балетов был Дидло, известная балерина Истомина была "блистательна, полувоздушна, смычку волшебному послушна".
На фоне написанной картины жизни страны Пушкин представил в романе практически все социальные группы русской нации - от крепостного крестьянства до столичной аристократии. Автор противопоставляет праздной жизни представителя "золотой дворянской молодежи" Онегина деловую, размеренную жизнь трудового Петербурга. Образ жизни аристократии противоестественный: в нем смешались день и ночь, нет места здоровому, целеу-стремленному труду:
Но, шумом бала утомленный
И утро в полночь обретя,
Спокойно спит, в тени блаженной
Забав и роскоши дитя.
Проснется за полдень, и снова
До утра жизнь его готова,
Однообразна и пестра.
Бессмысленность этого праздного существования, не дающего пищи ни уму, ни сердцу, приносит лишьдушевную опустошенность, скуку и выглядит еще более укоряюще на фоне содержательной жизни делового Петербурга:
...А Петербург неугомонный
Уж барабаном пробужден.
Встает купец, идет разносчик,
На биржу тянется извозчик,
С кувшином охтенка спешит,
Под ней снег утренний хрустит.
Проснулся утра шум приятный.
Главный герой, умный, критически мыслящий человек, разочарован в окружающей среде, в эгоистичных людях, вполне удовлетворенных своим высоким положением в обществе:
Тут был, однако, цвет столицы,
И знать, и моды образцы,
Везде встречаемые лицы,
Непроходимые глупцы...
Правда, автор дает и другую оценку высшему обществу, лучшие представители которого составляют элиту нации, берут на себя ответственность за судьбу страны, посвящают свои знания и опыт служению отечеству.
Дворянская Москва, гордящаяся своими устоями, традициями, изображена Пушкиным достаточно сатирически. Поэт гордится городом как символом истори-ческой памяти народа, символом национального единства, но духовная ограниченность московского дворянства отталкивает его:
Все в них так бледно, равнодушно;
Они клевещут даже скучно...
Не улыбнется томный ум,
Не дрогнет сердце, хоть для шутки.
И даже глупости смешной
В тебе не встретишь, свет пустой.
Еще более сатирически выглядит в романе провинциальное дворянство. Поэту нравится простота отношений и хлебосольство деревенских помещиков, но именно неприятие бездуховности и ограниченности этого социального слоя и роднит главных героев.
Их разговор благоразумный
О сенокосе, о вине,
О псарне, о своей родне,
Конечно, не блистал ни чувством,
Ни поэтическим огнем,
Ни остротою, ни умом,
Ни общежития искусством.
Неспособность критически оценить свое существование отталкивает главных героев и автора от этого общества. Поэт даже изобразил деревенских помещиков в сне Татьяны в образах получудовищ, полулюдей,
В своем романе Пушкин изобразил также и жизнь крестьян, их жизнь, мировосприятие, моральные устои. Няня Татьяны Лариной с крестьянской непосредственностью рассказывает историю своего печального замужества. В словах няни, где она говорит про свой удел: "Так, видно, Бог велел", - смиренность покорность и терпеливость простого русского народа.
В романе нашли отражение все слои русского общества. Все стороны русской действительности, все проблемы современной жизни отразил А. С. Пушкин в своем великолепном произведении.