Политическое мировоззрение А. С. Пушкина сложилось уже в юно-шеский, лицейский период. На формирование его взглядов большое влияниеоказал Царскосельский лицей. Преподаватели стремились развить в своихпитомцах чувство гражданской чести, служения Отечеству и народу. В Ли-цее из курчавого мальчика вырос гениальный поэт Пушкин. Отсюда вынесон свой ясный взгляд на мир и людей, понимание того, что любой чело-век, независимо от социального происхождения, должен быть свободным. Иглавный порок, который увидел молодой поэт, - это ничем не ограничен-ная власть монарха, самодержавие.
Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу, - восклицает молодой, горя-чий поэт в оде с символическим названием "Вольность". В этом произве-дении можно видеть идеи просветителей XYIII века. Самодержавие должнобыть ограничено законом, тогда не будет произвола властьимущих, "барс-тва дикого", "покорствующих бичам "рабов. Поэтому так торжественнозвучит главная мысль произведения:
Владыки! Вам венец и трон
Дает Закон - а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас закон.
Рабство противоестественно. Оно тянет назад, мешает жить, раз-виваться обществу. Рабство - это позор! Человек рожден свободным, иникто не имеет права посягать на его духовную независимость. Россия -великая страна, и народ ее должен быть свободен и велик. Но о какомвеличии можно говорить, когда "младые сыновья" растут для того, чтобыпополнить "дворовые толпы измученных рабов", чтобы до гроба влачить"тягостный ярем". Именно об этом идет речь в стихотворении "Деревня":
Склонясь на чуждый плуг,
Покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого Владельца.
Кто же он, "неумолимый Владелец", "присвоивший насильственнойлозой и труд, и собственность, и время земледельца"? Монарх, ставшийвыше закона, выше духовной правды. Личность для власти не имеет значе-ния. Деспотизм и тирания губят все:
Свободный Рим возрос,
А рабством погублен.
Пушкин никогда не выступал против "короны", он всегда считал,что страной должен править просвещенный, мудрый монарх. Именно такоймонарх должен отменить рабство, и тогда сам народ будет его защитни-ком, хранителем трона и империи:
Склонитесь первые главой
Под сень надежную закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.
На этих идеях воспитывались будущие декабристы, многие из ко-торых были близкими друзьями Пушкина, его товарищами по Лицею. Поэтомуидеи декабристов были близки и Пушкину. Недаром после Восстания на Се-натской площади при обыске у многих из них были найдены рукописные ко-пии вольнолюбивых стихов прославленного поэта. Многие стихи поэта это-го периода воспринимались современниками как призыв к действию, каклозунг. Например, хрестоматийное стихотворение, посвященное другу Пуш-кина Чаадаеву П.Я.:
Товарищ, верь, взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
После восстания 1825 года поэт не отрекся от своих принципов.Его взгляды становятся более жестким и критичными. В 1827 году он пи-шет стихотворение "Арион", которое является аллегорическим рассказом особытиях на Сенатской площади. Он ясно дает понять, что принципы егоне изменились:
Я гимны прежние пою,
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.
Образцом политической лирики Пушкина является и стихотворение"Анчар". Это стихотворение также является аллегорией. Образ анчара -древа яда Пушкин использовал для обличения политики Николая I:
К нему и птица не летит,
И тигр нейдет - лишь вихрь черный
На древо смерти набежит
И мчится прочь, уже тлетворный.
Своей вольнолюбивой лирикой Пушкин дал ответ на вопрос, какимже должен быть монарх, властитель России? Самодержец должен сочетатьсвою власть с законом, защищать права человека, олицетворять собойидеал справедливости, силы и величия. А именно о такой России мечталпоэт.А.С.Пушкин.