воскресенье, 6 декабря 2020 г.

Рецензия на повесть С. А. Алексеевич "У войны не женское лицо"

Рецензия на повесть С. А. Алексеевич

Я ушла из детства в грязную теплушку.В эшелон пехоты, в санитарный взвод...Я пришла из школы в блиндажи сырые,От Прекрасной Дамы в "мать" и "перемать".Потому что имя ближе, чем Россия,Не смогла сыскать...Ю. ДрунинаОсобой главой нашей отечественной литературы является прозао событиях военного времени. Эта тема породила огромное количе-ство выдающихся произведений, в которых описывается жизнь иборьба русского народа в годы Великой Отечественной войны с не-мецкими захватчиками. Но так уж случилось, что все наши пред-ставления о войне связаны с образом мужчины-солдата. Это и по-нятно: воевали-то в основном представители сильного пола - муж-чины. И почему-то обычно забывают сказать о женщинах, о том,что и они тоже многое сделали для победы. В годы Великой Отече-ственной войны женщины не только спасали и перевязывали ране-ных, но и стреляли из "снайперки", подрывали мосты, ходили вразведку, летали на самолетах. Вот об этих женщинах-солдатах иидет речь в повести Светланы Алексиевич "У войны не женское ли-цо". Именно об этой книге мне бы хотелось вам рассказать. Здесьсобраны воспоминания многих женщин-фронтовиков, в которыхони повествуют о своей судьбе, о том, как сложилась их жизнь в тестрашные годы, и обо всем, что они видели там, на фронте. Но этопроизведение не о прославленных снайперах, летчицах, танкистах,а об "обыкновенных военных девушках", как они сами себя назы-вают. Собранные вместе, рассказы этих женщин рисуют облик вой-ны, у которой совсем не женское лицо."Все, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещается в слово"милосердие". Есть и другие слова - сестра, жена, друг и самоевысокое - мать... Женщина дает жизнь, женщина оберегаетжизнь. Женщина и жизнь - синонимы" - так начинается книгаС. Алексиевич. Да, в нашем представлении женщина - это неж-ное, хрупкое, безобидное существо, которое само нуждается в за-щите. Но в те ужасные военные годы женщине пришлось стать сол-датом, идти защищать Родину, чтобы сберечь жизнь будущим по-колениям.Когда я прочитала эту книгу, то меня очень поразило, что такоеогромное число женщин воевало в годы Великой Отечественнойвойны. Хотя здесь нет, наверное, ничего необычного. Всякий раз,когда угроза нависала над Родиной, женщина вставала на ее защи-ту. Если вспомнить нашу историю, то можно найти множество при-меров, подтверждающих эту истину. Во все времена русская жен-щина не только провожала на битву мужа, сына, брата, горевала,ждала их, но в трудное время сама становилась рядом с ними. ЕщеЯрославна поднималась на крепостную стену и лила расплавлен-ную смолу на головы врагов, помогая мужчинам защищать город.И в годы Великой Отечественной войны женщина стреляла, убиваяврага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее дом, ее де-тей, родственников и близких. Вот отрывок из рассказа КлавдииГригорьевны Крохиной, старшего сержанта, снайпера. "Мы залег-ли, и я наблюдаю. И вот я вижу: один немец приподнялся. Я щелк-нула, и он упал. И вот, знаете, меня всю затрясло, меня колотиловсю". И не единственная она была такая. Не женское это дело -убивать. Все они не могли понять: как это можно убить человека?Это же человек, хоть он враг, но человек. Но этот вопрос постепен-но исчезал из их сознания, а его заменяла ненависть к фашистамза то, что они делали с народом. Ведь они беспощадно убивали идетей и взрослых, сжигали людей живьем, травили их газом. Я ираньше много слышала о зверствах фашистов, но то, что я прочита-ла в этой книге, произвело на меня огромное впечатление. Воттолько единственный пример, хотя в этом произведении их сотни."Подъехали машины-душегубки. Туда загнали всех больных и по-везли. Ослабленных больных, которые не могли передвигаться,снесли и сложили в бане. Закрыли двери, всунули в окно трубу отмашины и всех их отравили. Потом, прямо как дрова, эти трупыбросили в машину".И как мог кто-нибудь в то время думать о себе, о своей жизни,когда враг ходил по родной земле и так жестоко истреблял людей.Эти "обыкновенные девушки" и не задумывались над этим, хотямногим из них было по шестнадцать-семнадцать лет, как и моимровесницам сегодня. Они были простыми школьницами и студент-ками, которые, конечно, мечтали о будущем. Но в один день мирдля них разделился на прошлое - то, что было еще вчера: послед-ний школьный звонок, выпускной бал, первая любовь; и войну, ко-торая разрушила все их мечты. Вот как началась война для медсе-стры Лилии Михайловны Будко: "Первый день войны... Мы натанцах вечером. Нам по шестнадцать лет. Мы ходили компанией,проводим вместе одного, потом другого... И вот уже через два дняэтих ребят, курсантов танкового училища, которые нас провожалис танцев, привозили калеками, в бинтах. Это был ужас... И я ска-зала маме, что пойду на фронт".А Вера Даниловцева мечтала стать актрисой, готовилась в теат-ральный институт, но началась война, и она ушла на фронт, гдестала снайпером, кавалером двух орденов Славы. И таких историйоб искалеченных жизнях множество. У каждой из этих женщинбыла своя дорога на фронт, но их объединяло одно - желание спа-сти Родину, защитить ее от немецких оккупантов и отомстить засмерть близких. "У нас у всех было одно желание: только в военко-мат и только проситься на фронт", - вспоминает минчанка Татья-на Ефимовна Семенова.Конечно, война - это не женское дело, но эти "обыкновенныедевушки" были нужны на фронте. Они были готовы к подвигу, ноне знали девчонки, что такое - армия и что такое - война. Прой-дя шестимесячные, а то иногда и трехмесячные курсы, они ужеимели удостоверения медсестер, зачислялись саперами, летчицами.У них уже были военные билеты, но солдатами они еще не были. Ио войне, и о фронте у них были только книжные, часто совершенноромантические представления. Поэтому трудно им было на фронте,особенно в первые дни, недели, месяцы. Тяжело было привыкнутьк постоянным бомбежкам, выстрелам, убитым и раненым. "Я досих пор помню своего первого раненого. Лицо помню... У него былоткрытый перелом средней трети бедра. Представляете, торчиткость, осколочное ранение, все вывернуто. Я знала теоретически,что делать, но, когда я... это увидела, мне стало плохо", - вспоми-нает Софья Константиновна Дубнякова, санинструктор, старшийсержант. Выдержать на фронте надо было не кому-нибудь, а дев-чонке, которую до войны мать еще баловала, оберегала, считая ре-бенком. Светлана Катыхина рассказала, как перед самой войноймать не отпускала ее без провожатого к бабушке, мол, еще малень-кая, а через два месяца эта "маленькая" ушла на фронт, стала сан-инструктором.Да, не сразу и не легко давалась им солдатская наука. Потребо-валось обуть кирзачи, одеть шинели, привыкнуть к форме, научи-ться ползать по-пластунски, копать окопы. Но они со всем справи-лись, девушки стали отличными солдатами. Они проявили себя вэтой войне как отважные и выносливые воины. И я думаю, чтотолько благодаря их поддержке, их храбрости и смелости мы смог-ли победить в этой войне. Девчонки прошли через все трудности ииспытания, чтобы спасти свою Родину и защитить жизнь будущегопоколения.Завтра я проснусь и надо мной будет сиять солнце. Я буду уве-рена, что оно будет светить и на следующий день, и через месяц, ичерез год. И именно для того, чтобы мы жили беззаботно и счаст-ливо, чтобы это "завтра" для меня состоялось, те девушки - моировесницы - пятьдесят лет назад шли в бой.