вторник, 8 декабря 2020 г.

На чьей стороне драматург? (по пьесе Островского "Гроза").

На чьей стороне драматург? (по пьесе Островского

Пьеса А.Н. Островского "Гроза" была написана по материалам по-ездки Островского в 1856 году по Волге. Драматург задумал написатьцикл пьес о провинциальном купечестве, который должен был бы называть-ся "Ночи на Волге". Но, к сожалению, весь замысел так и не был осу-ществлен. В 1859 году была написана первая драма из этого цикла - дра-ма "Гроза", и только 10 лет спустя - "Бесприданница".

В "Грозе" автор показал нам жизнь в купеческой семье, каковобыло положение в ней русской женщины. Когда читаешь "Грозу", невольнождешь появления главной героини. Первое знакомство с Катериной как-тосразу говорит нам, что автор на стороне этой милой, но гордой женщины.Надо было обладать сильным характером, чтобы отвечать старой и жесто-кой свекрови на оскорбления. Катерина не привыкла к унижению, оскорб-лению человеческого достоинства. Почему? Да потому, что она была вос-питана по-другому. Автор с чувством глубокой любви и уважения к Кате-рине рассказывает нам, в какой обстановке, под влиянием чего сложилсясильный женский характер. Жила Катерина в доме у матери, как птичка наволе. И вот эта свободная птичка, не знающая пределов в свободном по-лете, попадает в железную клетку, в дом Кабановой. Как птица, тоскую-щая по свободе, никогда не сможет смириться со своей неволей, и онабудет бороться за свою свободу до конца, даже если погибнет, так и Ка-терина сразу поняла, что в доме Кабановой долго жить не сможет. Вводяв пьесу несколько раз образ птицы, автор показывает, что он любит своюгероиню, тоскует вместе с ней в неволе. Долго я раздумывал, оправдыва-ет ли Островский Катерину в том, что она пошла на свидание к Борису.Мне трудно судить самому об этом. Но, прочитав статью "Луч света втемном царстве", я понял, что оправдывает, да и не оправдать-то еенельзя. Ведь Катерина вышла замуж за Тихона, совершенно не любя его. Ачувство в ней проснулось, когда она встретила Бориса. И здесь, конеч-но, автор удержать ее не смог, тем самым показав, что поступить такмогла только такая женщина, которая "должна быть исполнена героическо-го самоутверждения, которая должна на все решиться и ко всему быть го-това". Но как можно осмелиться на это, находясь в доме Кабанихи, гдевсе трепещет под властным окриком купчихи. И Островский, говоря о пос-тупке Катерины, подчеркивает, что естественных стремлений человеческойприроды все-таки уничтожить нельзя. И этот факт говорит о том, что ав-тор на стороне Катерины.

Почему же произошел конфликт Катерины с Кабановой? На этотвопрос, считаю, ответить легко. Да и Островский нам это подсказывает.Катерина не может принять воззрений и наклонностей той среды, в кото-рую попала. Поэтому на предложение Варвары лгать, притворяться Катери-на отвечает: "Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу". Ав-тор с гордостью подчеркивает, что ни на какие компромиссы Катерина непойдет. Это же чувство вызывает она и у нас, читателей. Становится по-нятно, что если Катерина захочет чего-нибудь достигнуть, то добьетсясвоего во что бы то ни стало: тут-то и проявится сила ее характера.

Разве мог автор оставить такой характер в доме Кабановой? Ко-нечно, нет. Поэтому, считаю, Островский оправдывает и последний посту-пок Катерины, соглашаясь с ее смертью. Автор еще раз подчеркивает, чторешиться на смерть может только сильный человек. Своей смертью Катери-на, а вместе с ней и автор, бросила вызов всей самодурной силе. Она небудет более жертвой бездушной свекрови, не будет более томиться вза-перти. Она свободна! Конечно, горько и грустно такое освобождение, нодругого выхода у этой женщины не было. Хорошо еще, что нашла она силына этот страшный поступок. Вот почему Добролюбов назвал Катерину "Лу-чом света в темном царстве".

Другой критик Д.И.Писарев в статье "Мотивы русской драмы" несоглашается с Добролюбовым, считая поступок Катерины бессмысленным, асравнение ее с лучом во тьме надуманными. Он не видит, что поступокКатерины как-то изменил или подорвал "устои темного царства", считает,что после самоубийства Катерины все возвратиться на круги своя, пойдетсвоим чередом.

Как бы там ни было, как бы критики ни расценивали поступок Ка-терины, она, бесспорно, вызывает сочувствие у читателей и зрителей. Асам Островский не написал бы пьесы, если бы не сочувствовал и не сопе-реживал своей героине.А.Н. Островский.