четверг, 24 декабря 2020 г.

Человек на войне (По произведениям русской литературы xx века)

Человек на войне (По произведениям русской литературы xx века)

Яркие и живые страницы о войне создали К. Симонов, Б. Поле-вой, Ю. Бондарев, В. Гроссман и многие другие писатели.Но среди них есть такие авторы, которые описывали не столькосаму войну, сколько анализировали поведение человека на ней,глубоко проникая в механизм его поступков. Они хотели понять,почему самый обычный человек, попав в экстремальные условия,может презреть опасность и шагнуть в бессмертие. Что двигало по-ступками таких людей? Об этом я хочу поразмышлять, анализируярассказ Федора Тендрякова "День, вытеснивший жизнь...". Он по-нравился мне тем, что война показана без прикрас, правдиво."День, вытеснивший жизнь..." - первый день вчерашнего шко-льника на войне.Описывается всего один день, но он вытеснил собою всю преж-нюю жизнь, где осталась школа, экзамены, костер у реки и многосчастливых дней. Поэтому рассказ так и называется.Впереди - неизвестность, возможно, смерть. Герой Тенков ви-дел фильмы о войне, но его впечатления о ней не совпадают с тем,что он видит. Вокруг сгоревшие танки, воронки от мин и снарядов,земля, изуродованная гусеницами танков и убитые немецкие сол-даты.Но эти солдаты не вызывают ненависти и злобы, а только "сму-щающую жалость"; "Я стоял над врагом и испытывал только брез-гливость... Но брезгливость не в душе, брезгует мое телесное нутро,а в душу просачивается незваная смущающая жалость".Сержант Тенков вспоминает убитого на войне отца, но и послеэтого ненависть не закипает в нем.Хочется верить в то, что эта жалость останется в герое, хотявойна изменит и его. Она изменяет все: людей, их судьбы, характе-ры, жизнь. Никто не знает, как поведет себя человек в экстремаль-ной ситуации. Это хорошо видно на примере образов Сашки Глуха-рева и Нинкина.Сашка, казавшийся храбрым и мужественным, оказался тру-сом, а Нинкин, бывший в жизни незаметным и невзрачным, испол-нил свой долг и погиб как герой. Но цена его жизни не сотня не-мцев, а всего лишь штыковая лопата.Эта первая смерть надолго запомнилась главному герою расска-за. Он вспоминает ее даже после войны, хотя за долгие годы виделнемало смертей, даже более героических, чем эта.;.Подвиг - это самопожертвование. Но человек не всегда осозна-ет, что совершает великое дело - просто он не может поступитьиначе, этот поступок кажется ему естественным и единственно вер-ным.Совершить подвиг может каждый, но не все находят в себе си-лы переступить страх, как не смог Глухарев. Война изменяетпсихику и моральные принципы людей. В какой-то момент бояпрежние ценности становятся вдруг незначительными. В этот мигперелома человек способен на все- Жизнь его отходит на второйплан, и вместо нее возникает нечто большее - судьба остальных.Вот тогда и совершается подвиг. Именно это происходит с Ни-нкиным.Тендряков сумел показать, как по-разному влияет на людейвойна, именно это - главный пафос его рассказа. Она воздействуетна отношение человека к жизни, потому что является для него про-тивоестественной, вторгается в его судьбу и ломает ее."Война - противное человеческому разуму и всей человеческойприроде событие". Эти слова принадлежат Льву Николаевичу Тол-стому. Написаны о другой войне - 1812 года. И хотя она была то-же освободительной и справедливой для русского народа, оружие вней было менее страшное. Но она такая же бесчеловечная и жесто-кая.Подвиг человека - в центре внимания и другого писателя, про-шедшего фронтовыми дорогами, - Константина Воробьева.Основная идея его повести "Убиты под Москвой" - прозрениеот духовной слепоты, преодоление страха смерти.Писатель то и дело останавливается, чтобы зафиксировать нашевнимание то на согласном, молодцеватом шаге почти как на парадеидущей роты, то выхватывает из безликого множества одно-два ве-селых лица, дает услышать нам чей-то звонкий мальчишеский го-лос. И тотчас сама рота - отвлеченная армейская единица - ста-новится для нас живым организмом, полноправным и полнокров-ным действующим лицом повести. Взгляд то останавливается наглавном действующем лице - Алексее Ястребове, несущем в себе"какое-то неуемное, притаившееся счастье: радость этому хрупко-му утру, тому, что не застал капитана и что надо было еще идти иидти по чистому насту".Это переполняющее героев чувство радости все больше усилива-ет открывающийся уже на первых страницах контраст, резче обо-значает два полюса - бьющей через край жизни и неизбежной -всего через несколько дней - смерти. Ведь мы-то знаем о том, чтождет их там, впереди, куда так весело они сейчас идут. Знаем сра-зу, по одному названию, уже начинающемуся с жуткого в своей не-избежности определенности слова -- "убиты". Контраст становитсяеще резче, а ощущение надвигающейся трагедии достигает осязае-мой плотности, когда мы сталкиваемся с обескураживающей наив-ностью курсантов. Они, оказывается, в сущности, еще мальчики,надевшие военную форму и брошенные на фронт неумолимым за-коном военного времени...Немецкие танки раздавили роту, которая храбро дралась, хотяничего не могла сделать против них со своими бутылками и самоза-рядными винтовками. Но танки были задержаны, хотя и страшнойценой.Первый бой, который снился Алексею Ястребову как победа подкрики "Ура!", протекает совсем иначе. Взвод не кричит "Ура!", а"орет" "бессловесно и жутко", и крик этот потом переходит в вой,потому что ничего вокруг понять нельзя, чувства обостряются, ихочется хотя бы в крике слиться со всеми, почувствовать себя ча-стью всех.Мальчишка-лейтенант к концу повести становится мужчиной.Это он подбивает танк и уходит в лес с трофейным автоматом, что-бы набрести на рассеявшихся в окружении своих."Он почти физически ощутил, - пишет К. Воробьев об АлексееЯстребове, - как растаяла в нем тень страха перед собственнойсмертью. Теперь она стояла перед ним, как дальняя и безразличнаяему родня-нищенка, но рядом с нею и ближе к нему встало его дет-ство..." После того, что он пережил в ночном бою, после смерти ка-питана Рюмина, который умер у него на руках, после всего, чтопроизошло с его ротой, ему почти все равно - и он поднимаетсянавстречу танку. Сцена написана Константином Воробьевым с раз-рывающей душу ясностью и напряжением.Да, русские люди совершали подвиг. Они умирали, но не сдава-лись. Сознание своего долга перед Родиной заглушало и чувствостраха, и боль, и мысли о смерти. Значит, не безотчетное это дейст-вие - подвиг, а убежденность в правоте и величии дела, за котороечеловек сознательно отдает свою жизнь. Воины понимали, что онипроливали свою кровь, отдавали свои жизни во имя торжествасправедливости и ради жизни на земле. Наши солдаты знали, чтонеобходимо победить это зло, эту жестокость, эту свирепую бандуубийц и насильников, иначе они поработят весь мир.Проза К. Воробьева точна, жестока и в подробностях, и в целом.Он ничего не хочет утаить, упустить. Главное достоинство его про-изведений в том, что с войны сорвана романтическая пелена. К. Во-робьев знал: если уж писать, то только правду. Неправда переходитв ложь, в надругательство над памятью погибших...Бывшие немецкие солдаты, воевавшие под Сталинградом, 9 маявозложили венки на Мамаевом кургане погибшим русским солда-там в знак примирения и покаяния. Это дает надежду на то, чтомир изменится и в нем не будет места войне, а память о подвигеостанется, потому что недаром тысячи людей не щадили себя, отда-вали свои жизни за правое дело. Поэтому с огромным вниманиемчитаешь строки из письма Маселбека, героя повести Ч. Айтматова"Материнское поле": "Мы не выпросили себе войну, и не мы ее за-теяли, это огромная беда для нас всех, всех людей. И мы должныпроливать свою кровь, отдавать свои жизни, чтобы уничтожить эточудовище. Если мы это не сделаем, то мы не достойны будем имениЧеловека. Через час я иду выполнять задание Родины. Вряд ли явернусь живым. Я иду туда, чтобы сохранить в наступлении жизньмногим моим товарищам. Я иду ради народа, ради победы, радивсего прекрасного, что есть в Человеке".Произведения о войне открывают нам не только ее жестокуюбеспощадность, но и силу героизма, мужества, самоотверженностинаших солдат. Они твердо знали, ради чего шли на гибель: они за-щищали Родину! А это и есть подвиг.