суббота, 26 декабря 2020 г.

Роль сцены "Сеанс черной магии" в идейно-художественной структуре романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" (ii вариант)

Роль сцены

Не законченный в 1940 году роман "Мастер и Маргарита" явля-ется одним из глубочайших произведений русской литературы.Для наиболее полного выражения своих идей Булгаков выстраива-ет его композицию как сочетание реального, фантастического ивечного. Такая структура позволяет наилучшим образом показатьизменения, происшедшие за два тысячелетия в душах людей, и вконечном итоге ответить на главные вопросы произведения о добреи зле, творчестве и смысле жизни.Если рассмотрегь композицию "московских" глав романа (т. е.его "реальную" часть), то становится очевидным, что сцена сеансачерной магии является кульминационной. Понятны также и при-чины появления этого эпизода - провести своеобразное испытаниелюдей, проследить эволюцию их душ.Посетители варьете встречаются с потусторонней силой, но таки не осознают этого. С одной стороны, здесь появляется мотив уз-навания. У Булгакова только "любимые" герои, герои с душой спо-собны понять, что перед ними - Сатана. Публика варьете, напро-тив, бездушна, мертва, и только изредка "милосердие... стучится вих сердца", С другой стороны, автором используется прием обытов-ления фантастического, то есть персонажи, прибывшие из миравечности, в реальности приобретают конкретные земные черты.Наиболее характерная деталь - полинялое кресло мага.И именно Воланд в начале эпизода ставит основной вопрос: "из-менились ли эти горожане внутренне?". Следующий за этим разго-вор о москвичах вместе с реакцией последних на черную магию со-ставляет идейное содержание сцены.Первая проверка, которой подверглись несчастные зрители,представляла собой "денежный дождь" - испытание деньгами, за-кончившееся отрыванием головы конферансье. Важно, что предло-жение поступило из публики. Это свидетельствует о том, что тяга к"денежным бумажкам" у горожан заложена на уровне инстинкта.Когда олицетворяющий разум Бенгальский становится преградойна пути к богатству, его стремятся убрать. Но по сути своей конфе-рансье такой же стяжатель, что подтверждается репликой: "Квар-тиру возьмите, картины возьмите, только голову отдайте!" Думает-ся, что "квартирный вопрос" (по мнению мага, главная причинаиспорченности москвичей) является мотивом сцены. Основной жеее смысл заключается в доказательстве того, что люди так и неутратили алчность.Следующее испытание, которому подвергнута публика, -дамский магазин. Интересно проследить изменение наречий, ха-рактеризующих состояние первой посетительницы: от "решите-льно все равно" и "задумчиво" к "с достоинством" и "надмен-но". У брюнетки нет имени, это собирательный образ, на приме-ре которого Булгаков показывает, как жадность овладевает ду-шою человека.Что же движет этими людьми? Судя по реакции зала на появле-ние преображенной женщины - зависть, то самое "чувство дрян-ной категории", которое вместе с жаждой наживы, карьеризмомможет толкнуть человека на все. Это иллюстрирует "разоблачение"Аркадия Аполлоновича, еще одного "рупора разума". Семплеяровауличают в "оказании протекции" молодым актрисам. В жертву ка-рьере приносится честь, а высокое положение дает право бесчес-тить других.В свете всего этого становится ясным смысл названия главы -"Черная магия и ее разоблачение". Развенчивается не магия передлюдьми, а, наоборот, пороки человека выявляются при помощиколдовства. Этот прием используется и в других местах романа (на-пример, самопишущий костюм).Если говорить о художественном своеобразии эпизода, то необ-ходимо отметить черты карнавальной сцены в сеансе. Классиче-ским примером может служить сцена сумасшествия Катерины Ива-новны в "Преступлении и наказании". С булгаковским этот эпизодроднят даже шумы: хохот и звон тарелок в "Мастере и Маргарите"и смех, гром таза и пение у Достоевского.Речевое оформление сцены характерно для "московских" глав.Эпизод написан динамичным языком, "стилем кинематографа" -одно событие сменяет другое практически без авторских коммента-риев. Необходимо отметить и приемы классического: гиперболу,гротеск.Итак, сцена сеанса черной магии занимает важное место в идей-но-художественной структуре романа, С точки зрения композицииона является кульминацией в развитии действия в "московских"главах. Рассмотрены все основные пороки современного человека(который так и не изменился), кроме, пожалуй, самого главного -трусости. Именно из-за нее мастер был лишен света, она же отняласмерть у жестокого пятого прокуратора Иудеи, всадника ПилатаПонтийского.