среда, 16 декабря 2020 г.

Где оскорбленному есть чувству уголок...

Где оскорбленному есть чувству уголок...

А. С. Грибоедов вошел в русскую литературу как автор одного произведения. Его ко-медия "Горе от ума" останется актуальной, до тех пор пока из нашей жизни не исчезнут карьеризм, чинопочитание, сплетни, пока основными ценностями будут нажива, жизнь за . счет других, а не за счет собственного труда, пока будут живы охотники угождать и прислуживаться.Все это вечное несовершенство людей и мира великолепно описано в бессмертной комедии. Автор создает целую галерею отрицательных образов: Фамусов, Молчалин, Репе-тилов, Скалозуб и т. д. Они как бы вобрали в себя все негативные черты современного общества.Но всем этим героям в одиночку противостоит главный герой комедии — Александр Андреевич Чацкий. Он приехал в Москву, "из дальних странствий возвратясь", только ради Софьи, своей возлюбленной. Но, вернувшись в некогда родной и любимый ДОМ, он обнаруживает очень сильные перемены: Софья холодна, высокомерна, раздражительна, она больше не любит Чацкого.Пытаясь найти ответ на свое чувство, главный герой взывает к прежней любви, которая до его отъезда была взаимной, но все напрасно. Все его попытки вернуть прежнюю Софью заканчиваются ничем. На все пылкие речи героя Софья отвечает: "Ребячество!". С этого начинается драма молодого человека, которая перестает быть личной, а перерастает в столкновение со всем фамусовским обществом. Главный герой один выступает против армии старых "воинов", начиная нескончаемую борьбу за новую жизнь и за свою любовь.Прежде всего, он сталкивается с самим Фамусовым. Хозяин дома живет по своим идеалам:Максим Петрович: он не то на серебре,На золоте едал; сто человек к услугам...Совершенно ясно, что и сам Фамусов не отказался бы от такой жизни, потому он и не понимает Чацкого, требующего "службы делу, а не лицам".Таким образом, любовный и социальный конфликты соединяются, становясь единым целым: для героя личное счастье зависит от отношения общества к нему, а общественные отношения осложнены личными. Такая ситуация оборачивается для Чацкого, по меткому выражению Гончарова, "мильоном терзаний".Если в начале действия Чацкий спокоен и уверен в себе, то в страстном обличительном монологе на балу в доме Фамусова он выплескивает свои эмоции:Нет, нынче свет уж не таков...Вольнее всякий дышитИ не спешит вписаться в полк шутов,У покровителей зевать на потолок.Явиться помолчать, пошаркать, пообедать,Подставить стул, поднестъ платок.Его образ трагичен: колкий монолог — следствие непонимания, одиночества и осознания бесполезности всех усилий изменить что-либо к лучшему.Под тяжестью "мильона терзаний" Чацкий ломается, перестает следовать здравому смыслу. Кроме того, возникают совершенно невероятные слухи, которые кажутся нелепыми, но свет охотно передает сплетню о них:С ума сошел!.. Ей кажется... вот на!Недаром ?Стало быть... с чего б взяла она!Чацкий не только не опровергает слухи, но всеми силами, сам того не ведая, подтверждает их, устраивая сцену на балу, прощаясь с Софьей и разоблачая Молчалина:Вы правы: из огня тот выйдет невредим,Кто с вами день пробыть успеет,Подышит воздухом одним,И в нем рассудок уцелеет.Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,Где оскорбленному есть чувству уголок!В порыве страсти наш герой не раз грешит против логики, но во всех его словах есть правда, — правда его отношения к фамусов-скому обществу. Он не боится говорить все всем в глаза и обвинять представителей фа-мусовской Москвы во лжи, ханжестве, лицемерии. Чацкий сам — яркое доказательство того, что отжившее и больное закрывает дорогу молодому и здоровому.Образ Чацкого как бы не полон, рамки пьесы не позволяют до конца раскрыть всю глубину и сложность натуры этого персонажа. Но с уверенностью можно сказать: Чацкий укрепился в своей вере и в любом случае найдет свой путь в новой жизни. И чем больше будет вот таких Чацких на пути Фамусовых, Молчалиных и Репетиловых, тем слабее и тише будут звучать их голоса.