среда, 30 декабря 2020 г.

Сказки Салтыкова-щедрина как политическая сатира (Вариант 2)

Сказки Салтыкова-щедрина как политическая сатира (Вариант 2)

Салтыков-Щедрин - один из величайших сатириков мира. Всю своюжизнь он посвятил борьбе за освобождение русского народа, критикуя всвоих произведениях самодержавие и крепостничество, а послереформы 1861 года - пережитки крепостного права, оставшиеся в бытуи психологии людей. Сатирик критиковал не только деспотизм иэгоизм угнетателей, но и покорность угнетаемых, их долготерпение,рабскую психологию. Если Гоголь верил в то, что его сатира поможетисправить некоторые недостатки в государственном устрое России, тореволюционер- демократ Щедрин приходит к выводу, что надоразрушить старую Русь, и призывает к этому в своих произведениях.Понимая, что революцию может совершить только народ, Щедринстарается разбудить самосознание народа, зовет его на борьбу. Во всемблеске раскрылся талант сатирика в его сказках. Этот жанр позволяетскрыть истинный смысл произведения oт цензуры. В сказках Щедринраскрывает тему эксплуатации народа, дает уничтожающую критикудворянам, чиновникам - всем тем, кто живет народным трудом.В сказке "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"Щедрин изображает двух чиновников, которые попали на необитаемыйостров. Два крупных чиновнику всю свою жизнь прослужили врегистратуре, которую потом "за ненадобностью упразднили". Попав наостров, генералы-дармоеды чуть не съели друг друга. Не окажись наострове мужика, бездельники так и пропали бы с голоду, хотя наострове было множество плодов, рыбы и всякой живности.Насытившись, генералы вновь приобретают уверенность в себе. "Вишь,как хорошо генералом быть," - говорит один из них. В этой сказкеЩедрин изобличает паразитизм, полную неспособность людей, которыедавно отвыкли от труда. Позднее Чехов в пьесе "Вишневый сад"покажет нам Гаева, зрелого человека, которому старый лакей Фирснадевает штаны. Окажись Гаев на необитаемом острове, он так же, каки генералы, умер бы с голоду. Генералам не приходит в голову, чтоэксплуатировать мужика - это позорно и безнравственно, ониполностью уверены в своем праве, что на них должен кто-то работать.Щедрин пишет: "Вернувшись обратно в Петербург, генералы денегзагребли, но и мужика не забыли: выслали ему рюмку водки да пятаксеребра. Веселись мужичина." С такой же силой Салтыков-Щедринразоблачает самодержавие в сказке "Медведь на воеводстве". Лев в своедальнее воеводство посылает Топтыгиных для усмирения "внутреннегосупостата". Под династией Топтыгиных Щедрин подразумеваетпридворных слуг царя. Три Топтыгина сменяют друг друга на посту вдальнем воеводстве. Первый и второй воеводы занимались разного родазлодеяниями: первый Топтыгин - мелкими (чижика съел), второй -крупными, капитальными (забрал у крестьян корову, лошадь, двуховец, "за что мужики осерчали и убили его"). Третий же Топтыгин нехотел кровавых злодеяний, он пошел либеральным путем, за чтомужики много лет присылали ему то корову, то лошадь, то свинью, нов конце концов, лопнуло терпение мужиков, и они расправились своеводой. В этой расправе ясно видятся стихийные бунты крестьянствапротив своих угнетателей. Щедрин показал, что недовольство народаобусловлено не только произволом наместников, но и порочностьювсей царской системы, что дорога к счастью народа лежит черезсвержение монархии, то есть через революцию.Щедрин не уставал изобличать пороки самодержавия и в других своихсказках. В сказке "Орел-меценат" выдающийся писатель показалотношение верхов к искусству, науке и просвещению. Он делает одинвывод, "что орлы для просвещения не нужны". В сказке "Премудрыйпескарь" Щедрин высмеивает мещанство ("жил дрожал и помиралдрожал"). Также неравнодушен Салтыков и к идеалистам- утопистам(сказка "Карась-идеалист"). Писатель утверждает, что не словами, арешительными действиями можно достичь счастливого будущего, исделать это может сам народ. Народ в сказках Салтыкова-Щедринаталантлив, самобытен житейской смекалкой. Мужик делает изсобственных волос невод и лодку в сказке о генералах. Писатель-гуманист полон горечи за свой многострадальный народ, утверждая, чтоон своими руками "вьет веревку, которую ему потом накинут на шеюугнетатели". Образ коняги из сказки Щедрина - символ порабощенногонарода.Свой стиль Щедрин называет эзоповским, в каждой сказкеприсутствует подтекст, различные иносказания. Тесно связаны сказкиЩедрина с народным творчеством: он часто употребляет народныепословицы и выражения. Литературное наследство Щедрина, как ивсякого гениального писателя, принадлежит не только прошлому, но инастоящему, и будущему.