пятница, 18 декабря 2020 г.

Эксперимент и его последствия

Эксперимент и его последствия

Октябрьская революция породила новый тип человека, позженазванного довольно страшным термином "гомо советикус". Писа-тели старались понять этот феномен, и многим из них, таким, какМ. Зощенко, Н. Эрдман, В. Катаев, это вполне удалось, "Новый"обыватель не просто приспособился к новой власти, он увидел вней нечто свое, родное. Отсюда его повышенная агрессивность, уве-ренность в своих непогрешимых действиях, которые не подлежатосуждению.М. А. Булгаков в начале двадцатых годов был сотрудником га-зеты "Гудок". Он, конечно, сталкивался с подобными типами по-стоянно, и результатом его наблюдений стали сатирические повес-ти "Дьяволиада", "Роковые яйца" и "Собачье сердце".Повесть "Собачье сердце" написана в январе-марте 1925 года.Главный герой - профессор медицины Филипп Филиппович Пре-ображенский, занимающийся модной в то время проблемой омоло-жения человеческого организма. М. Булгаков не случайно наделяетгероя говорящей фамилией. Профессор занимается евгеникой, тоесть наукой об улучшении, преображении биологической природычеловека.Это очень талантливый ученый, преданный своему делу. В обла-сти евгеники ему нет равных не только в России, но и в Европе. Онполностью отдается работе: днем принимает пациентов, вечером, аиногда и ночью изучает медицинскую литературу. Не чужд Фи-липп Филиппович и "земных радостей": любит хорошо поесть, совкусом одеться, сходить на премьеру в театр, поболтать со своимпомощником Борменталем. Словом, "типичный интеллигент" ста-рой закваски. Политикой Преображенский не занимается, новаявласть его раздражает бескультурьем и хамством, но дальше ядови-того недовольства дело не идет.Так продолжается до тех пор, пока в квартире № 5 не появляет-ся пес Шарик, Он не подозревает, какая судьба его ждет, но радикраковской колбасы готов пойти на все. Всего лишь запах омоло-дил его: "райский запах рубленой кобылы с чесноком и перцем".Шарик учуял в правом кармане шубы проходящего мимо господи-на колбасу. "Пес полз, как змея, на брюхе, обливаясь слезами",взглядом моля: "Господин!.. Отдайте ее мне!"Однако, несмотря на тяжелую судьбу, пес все-таки сумел сохра-нить свой вздорный и агрессивный характер, который он выказы-вает сразу. Проходя мимо швейцара в подъезде, Шарик думает:"Вот бы тяпнуть его за пролетарскую мозолистую ногу". А оказав-шись в приемной профессора и увидев чучело совы, приходит к вы-воду: "А сова эта - дрянь. Наглая. Мы ее разъясним!"Наивный профессор и не подозревает, кого он ввел в дом и чтоиз этого получится. Цель Преображенского грандиозна и восхити-тельна: облагодетельствовать человечество и дать ему вечную моло-дость. В порядке эксперимента он пересаживает Шарику семенныежелезы человека, а потом и гипофиз. На глазах изумленных Пре-ображенского и Борменталя Шарик постепенно превращается в че-ловека.Я думаю, что сюжет создания искусственного человека в лите-ратуре не нов. Начиная с Мэри Шелли и воплощенного ее фанта-зией чудовища Франкенштейна и кончая современными фантасти-ческими "терминаторами", эти персонажи служат для того, чтобырешать вполне земные, реальные проблемы.Для М. Булгакова сюжет "очеловечивания" собаки - аллегори-ческое осмысление современности, торжества хамства, приобретше-го форму государственной политики.Полу зверь-получеловек Шарик, или Шариков Полиграф Поли-графович, очень быстро находит в этом мире свою социальную ни-шу. Воспитателем и вдохновителем Шарикова становится председа-тель домоуправления Швондер, демагог и хам. Не жалеет сатири-ческих красок М. Булгаков и для других членов домоуправления.Это безликие и "бесполые" существа, "трудовые элементы", у кото-рых, по словам Преображенского, "разруха в головах". Они зани-маются только тем, что поют революционные песни, проводят по-литбеседы и решают вопросы уплотнения. Их главная идея - раз-делить все поровну. Так они понимают социальную справедли-вость. Наличие у профессора семи комнат приводит их в тихое бе-шенство. Аргументы же о том, что все эти комнаты необходимыдля нормальной жизни и работы, просто неподвластны их разуме-нию. "Известно, - ответил Щвондер, - что общее собрание, рас-смотрев ваш вопрос, пришло к заключению, что в общем и целомвы занимаете чрезмерную площадь. Совершенно чрезмерную. Выодин живете в семи комнатах",И мне кажется, если бы не высокий покровитель, профессоруПреображенскому вряд ли удалось бы доказать "дубинноголовым"активистам свою правоту.До рокового эксперимента Филипп Филиппович практическине сталкивался с представителями новой власти и нового "истеб-лишмента", теперь же он имеет такого "представителя" под бо-ком. Шариков показывает всю гнусность своего характера: пьян-ство, дебош, хамство на каждом шагу. Более того, он под влияни-ем идей Швондера начинает заявлять о своих правах и на жил-площадь, и на семью, поскольку относит себя к "трудовому эле-менту". Поначалу читать это смешно, но потом становится страш-но. Сколько таких шариковых и в эти годы и последующие деся-тилетия окажутся у кормила власти и будут не только отравлятьжизнь нормальным людям, но и решать их судьбы, определятьвнутреннюю и внешнюю политику страны. Не случайно повестьМ. Булгакова долгое время находилась в Советском Союзе под за-претом.А карьера Шарикова тем временем складывалась успешно: онуже на государственной службе - начальник подотдела в МКХ поотлову бродячих котов, на нем кожаное пальто, как у настоящегокомиссара, еще немного, и он начнет учить жить самого профессо-ра. В голосе этого "лабораторного существа" все чаще слышатсяметаллические нотки. Шариков напичкан социальной демагогией.Вслед за Швондером он проповедует идею уравниловки: "А то чтоже: один в семи комнатах расселился, а другой шляется, в сорныхящиках питание ищет". Более того, Шариков пишет донос на свое-го благодетеля. Профессор понял свою ошибку, но, увы, было ужепоздно: Шариков утвердился в этой жизни и вполне вписался в но-вое общество."Я заботился совсем о другом, об евгенике, об улучшении чело-веческой породы. И вот их омоложение, нарвался", - сетует насвою ошибку профессор. Вместо человека получился получеловек-полуживотное, негодяй и хам. Сложилось нестерпимое положение.Именно Борменталь первым заговорил о том, что нужно избавитьсяот монстра-Шарикова, о чем Филипп Филиппович вначале и слы-шать не хотел."Преступление созрело и упало, как камень..." Профессор идоктор становятся соучастниками преступления, но они преступ-ники "по необходимости о. В сущности, конфликт Преображенско-го и Шарикова до определенного момента носил домашний, быто-вой характер. Но с изменением социального положения Шариковасовместное проживание с ним оказалось невозможным. Профессоррешается еще на одну операцию - возвращает Шарикова в "пер-вобытное состояние". Невольно вспоминаются строчки из стихо-творения, написанного после Октябрьской революции: "И скоро встарый хлев ты будешь загнан пешкой, // Народ, не уважающийсвятынь".Повесть М. Булгакова как бы заканчивается благополучно. Нор-мальная жизнь восстановлена, Шарик в своем естественном обли-чье тихо дремлет в углу гостиной, но там, за ее пределами, оста-лись Швондер, члены домкома и множество других ПолиграфовПолиграфовичей, перед которыми медицина бессильна. Цена за не-виданный в истории социальный эксперимент оказалась непомер-ной для России и русского народа.Власть толпы - это власть разрушения, она лишена интеллек-туального и духовного содержания и обречена на гибель.