пятница, 4 декабря 2020 г.

Софья и Чацкий- родственные души или непримиримые враги?

Софья и Чацкий- родственные души или непримиримые враги?

Велите ж мне в огонь: пойду как на обед. Да, хорошо сгорите, если ж нет?А. С. Грибоедов А. С. Грибоедов вошел в русскую литературу как автор одного произведения. Его комедию "Горе от ума" отличает от бессмертного романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин" только то, что роман стал энциклопедией русской жизни начала XIX века, а пьеса Грибоедова была, есть и будет современной и животрепещущей до тех пор, пока из нашей жизни не исчезнут карьеризм, чинопочитание, сплетни, пока в нашем обществе будет господствовать жажда наживы, пока будут торжествовать охотники угождать и прислуживаться. Это вечное несовершенство людей и мира великолепно описано в бессмертной комедии Грибоедова "Горе от ума". Автор создает целую галерею отрицательных образов: Фамусова, Молчадина, Репетилова, Скалозуба и других, отразивших все отвратительные черты современного им общества. Но всем этим персонажам противостоит главный герой комедии — Александр Андреевич Чацкий. Он приехал в Москву, "из дальних странствий возвратясь", с единственной целью — после трехлетней разлуки встретиться с девушкой, которую любит. Это дочь хозяина дома - Софья Павловна Фамусова. Но, вернувшись в некогда любимый и родной дом, он обнаружил очень большие перемены: Софья холодна, высокомерна, раздражительна, она уже не любит Чацкого. Пытаясь разобраться в происходящем, главный герой взывает к прежней любви, но все напрасно. На пылкие речи и воспоминания Чацкого Софья отвечает: "Ребячество". Развитие сюжета определяется, главным образом, желанием выяснить, кого же любит Софья. Но герой постоянно вступает в конфликт с окружающими ее людьми, прежде всего с ее отцом — Павлом Афанасьевичем Фаму-совым. Диалоги Фамусова и Чацкого - это борьба. В начале комедии она проявляется не так остро, ведь Фа-мусов - воспитатель Чацкого. Павел Афанасьевич бла-госклонен к воспитаннику, он даже готов уступить руку Софьи, но при выполнении его условий:Сказал бы я, во-первых: не блажи, Именьем, брат, не управляй оплошно, А, главное, поди-тка послужи. ..На что Чацкий отвечает:Служить бы рад, прислуживаться тошно. Взгляды героя несовместимы с воззрениями фамусов-ского общества, и скрывать их Александр Андреевич не привык. Круг враждебных ему лиц расширяется: здесь и Скалозуб, и Наталья Дмитриевна, и графиня-внучка, и Хлестовы. Цель Грибоедова - показать, насколько Чацкий чужд лицемерному обществу. Но ведь это мир Софьи. Так Софья оказывается как бы на пересечении всех "силовых линий" комедии. В конце концов выясняется, что Софья все же полностью принадлежит враждебному для Чацкого миру. Она — истинная дочь своего отца. И все-таки это самый сложный и противоречивый образ. "Это смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, - путаница понятий, умственная и нравственная слепота, — все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга", — пишет Гончаров. Мы находим в героине много хорошего. Она привлекает независимостью поведения, мысли, не боится общественного мнения: "А кем из них я дорожу? Хочу - люблю, хочу - скажу". В фамусовском обществе приняты браки по расчету. Отец мечтает выдать дочь за Скалозуба. Но она способна по достоинству оценить личность жениха:Он слова умного не выговорил сроду, Мне все равно, что за него, что в воду. Она мечтает о любви. Причем о любви необыкновенной, а чем больше препятствий, тем лучше, это и есть истинная проверка чувств. Самые привлекательные стороны характера героини раскрываются в финале комедии. Тяжелым ударом ока-зывается для нее познание истинной сути возлюбленного. Молчалин так низок, так подл в сцене с Лизой. Софья ведет себя в этой ситуации с большим достоинством: "Упреков, жалоб, слез моих не смейте ожидать, не стоите вы их", — говорит она Молчалину, не слушая его лживых объяснений. Мы понимаем, что ошибки Софьи не случайны. В упреках Чацкого по отношению к ней есть много справедливого. Он даже предполагает, что она помирится с Молчаливым. Ведь ей нужен "муж — мальчик, муж — слуга, из жениных пажей — высокий идеал московских всех мужей". Софья хочет властвовать над мужем, как Наталья Дмитриевна Горич, например. Софья не замечает низости Молчалина, так как у нее различные с Чацким критерии оценки. То, что для Чацкого низость, подобострастие, для Софьи Павловны — скромность, уважение к старшим. В поступке героини по отношению к Чацкому тоже сказалась ее принадлежность к определенному кругу, ведь сплетни, ложь, клевета — обычные средства борьбы в фамусовском обществе. В отличие от Софьи, личная драма Чацкого перерас-тает в столкновение влюбленного человека и всего фаму-совского общества. Главный герой один выступает против армии старых "воинов" за новую жизнь и за свою любовь. Для героя личная драма зависит от отношения общества к нему, а общественная осложняется личными отношениями. Состояние неопределенности в жизни приводит его Б неистовство. В начале действия он еще спокоен и уверен в себе:Нет, нынче свет уж не таков... Вольнее всякий дышит И не спешит вписаться в полк шутов, У покровителей зевать на потолок, Явиться помолчать, пошаркать, пообедать, Поставить стул, поднесть платок. Зато в монологе на балу в доме Фамусова видна вся неуравновешенность души и ума героя. Он выставляет себя посмешищем, от которого все шарахаются. Но в то же время образ Чацкого очень трагичен: его монолог продиктован чувством несчастной любви и тем, что общество не принимает его мысли и чувства, убеждения, которые он отстаивает на протяжении всей комедии. Под тяжестью "миллиона терзаний" герой ломается, начинает противоречить здравой логике. Все это влечет за собой нелепые слухи, которые кажутся необоснованными, но весь свет повторяет их:С ума сошел, ей кажется, вот на!Недаром? Стало быть... С чего б взяла она! Чацкий не только не .опровергает слухи, но наоборот, сам того не ведая, подтверждает их, устраивая сцену на балу, потом ори прощании с Софьей и разоблачении Мол-чалина. Герой не боится говорить правду в глаза и справедливо обвиняет представителей фамусовской Москвы во лжи, ханжестве и лицемерии. Он сам убедился, что отжившее, старое и больное закрывает дорогу молодому и здоровому. Рамки пьесы не позволили до конца раскрыть всю глубину и сложность этого персонажа. Но с уверенностью можно сказать: Чацкий укрепился в своей вере и, в любом случае, найдет свой путь в новой жизни. И чем больше таких Чацких будет встречаться на пути Фамусовых, молчалиных и репетиловых, тем слабее и тише будут звучать их голоса. А если бы в его протесте он ощутил поддержку любимой девушки, если бы Софья после разочарования в Мол-чалине сделала шаг навстречу настоящей любви — это был бы поистине счастливый финал: союз двух родствен-ных душ в борьбе с жестоким и лживым обществом. Но, видно, только в сказках всегда все заканчивается радостно. А в жизни — увы...