четверг, 3 декабря 2020 г.

Проблема "Отцов и детей" (Размышление на литературном или жизненном материале)

Проблема

Все мы живем на одной планете и, как мы часто любим гово-рить, составляем одну большую дружную семью. Все мы - детиразных эпох. Каждый человек имеет свой взгляд на вещи. У людейодного времени они (взгляды) в чем-то схожи, чего обычно нельзясказать о взглядах представителей разных поколений. Поэтому не-избежно столкновение различных точек зрения.Самой важной, на мой взгляд, является проблема "отцов и де-тей", иначе говоря, проблема отношений между старшим поколе-нием и поколением "детей". Общение между ними и необходимо, инеизбежно. Именно между "отцами" и "детьми" возникает множе-ство проблем. Вопрос "отцов и детей" волновал представителей раз-ных эпох, он не раз поднимался и в русской литературе. Над этимвопросом размышлял Иван Сергеевич Тургенев в романе "Отцы идети". В его произведении проблема "отцов и детей" созвучна вре-мени написания, но имеет много общего с ее современным вариан-том звучания. Автор представляет читателю суждения своих геро-ев: "...сын отцу не судья...", "Пилюля горька - а проглотить еенужно".Проблема "отцов и детей" актуальна и по сей день. Однако се-годня она приобрела несколько иную окраску. В современном ми-ре, мне кажется, вопрос этот возникает от непонимания, желаниявозвеличить себя перед старшим или перед младшим поколением.Непонимание - это недостаток современного общества, а непо-нимание между "отцами" и "детьми" - это трагедия двух поколе-ний. Оно является главной причиной, предпосылкой для возникно-вения проблемы. По моему мнению, непонимание зарождается прималейшем столкновении различных взглядов на один и тот жепредмет. Для полноты представления данного вопроса я приведудовольно простой пример...Очень часто рассматриваемая мною проблема возникает в шко-ле, чаще всего между учеником и учителем. Как правило, в нашевремя в роли учителя выступает человек так называемой старойзакалки, иначе говоря, воспитанный в суровых военных и после-военных условиях. В его восприятии жизни устоялись определен-.ные правила поведения. Для этого человека они неоспоримы. Ча-ще всего такой учитель не воспринимает либерального отношенияк жизни. Он, естественно, указывает ученику правильный, какему кажется, путь поведения. Здесь проявляется неприятие илинепонимание индивидуального выбора ученика, его мнения. Нопроблемы в этом еще пока нет. Важна здесь реакция ученика.Возможны два варианта. Один из них предусматривает если неполное подчинение, то некоторые уступки со стороны младшего.Этот вариант идеален в данном случае. Однако возможен и другойвариант, при котором ученик ставит свою индивидуальность вышемнения старшего. В этом и есть, я думаю, проблема. Здесь обестороны проявляют не столько эгоизм, сколько неприятие чужогомнения.Второй причиной возникновения проблемы является желаниевозвеличить себя. Может быть, эта причина не самая главная, ноона имеет большое значение. Это явление не столь эгоистично, каккажется на первый взгляд, оно скорее носит естественный харак-тер, потому что заложено природой в сознании большинства людей.А так как эта черта может проявиться исключительно в общении,особенно между разными поколениями, то она в первую очередьпослужит для возникновения рассматриваемой мною проблемы.Однако не только в этом ее недостаток. Можно заметить, что жела-ние подобного рода является также непосредственной причиной идля возникновения непонимания.Но что касается проблемы "отцов и детей" в общем, то анализее причин не может привести к ее решению. Она возникает почтимгновенно, и предотвратить это невозможно. После появленияпроблемы происходит процесс развития так называемой "пробле-мной ситуации". На мой взгляд, этот момент является наиболееинтересным для рассмотрения. Развитие является самым болезнен-ным этапом. Он включает в себя изменение эмоционального тонамежду двумя сторонами или, вернее сказать, его нарастание. Ко-нечно, событие происходит постепенно. В течение этого периодапредставитель каждой стороны испытывает наивысшее нервное на-пряжение.В семье это может быть выражено постоянными спорами междуродителями и детьми, в школе - недовольством ученика учителемили учителя учеником. Этот этап, пожалуй, самый длинный вовсем развитии отношений. И чем дольше он проходит, тем очевид-нее конфликтная развязка.Следующим этапом можно обозначить сам конфликт, хотя он ине обязателен. В такой ситуации как со стороны младшего, так исо стороны старшего выступают люди терпеливые, сдержанные,воспитанные. Они не могут позволить себе сорваться и тем самымпоказать свою отрицательную сторону.Конфликт является своеобразным завершением проблемной си-туации. Однако проблема все-таки остается нерешенной.Переходя из поколения в поколение, она (проблема) оказывает-ся вечной. В подтверждение этого я хочу сказать, что слова Турге-нева и по сей день звучат актуально для старшего поколения:"Чему тебя учили - оказывается - вздор... путные люди этаки-ми пустяками больше не занимаются... ты, мол, отсталый кол-пак..." Я делаю вывод, что проблема "отцов и детей" никогда ненайдет идеального решения. Из рассматриваемой мною пробле-мной ситуации, как и из любой другой, есть выход. Он возможен,на мой взгляд, при частичных уступках с обеих сторон. Идеаль-ные отношения "отцов и детей" подразумевают понимание и вни-мание как со стороны детей, так и со стороны родителей. Но мнекажется, что это не всегда возможно в реальной жизни. Старшеепоколение, желая помочь младшему, предлагает свой метод реше-ния того или иного вопроса. Чаще всего основываясь на личномопыте и считая предлагаемый путь оптимальным, они не задумы-ваются над индивидуальностью человеческой судьбы и, как прави-ло, постепенно начинают просто навязывать свою точку зрения.Между родителями и детьми должны сохраняться отношения та-кие, в которых будут нуждаться и старшие и младшие. Первосте-пенное значение здесь имеет воспитание детей. В этом я вижуединственное возможное решение проблемы "отцов и детей". Отродителей судьба их ребенка в первую очередь зависит на том ееэтапе, когда закладываются и развиваются в сознании ребенкалучшие черты его характера. Любой человек должен с раннеговозраста знать, что он, как и все люди, имеет право на собствен-ное мнение, что терпение, понимание и уважение к родителям -качества, которые помогут ему пройти свой долгий и трудныйжизненный путь.