вторник, 15 декабря 2020 г.

Человек и природа в русской литературе (/ вариант)

Человек и природа в русской литературе (/ вариант)

Молчал, задумавшись, и я,Привычным взглядом созерцаяЗловещий праздник бытия.Смятенный вид родного края.Я. РубцовОдной из проблем, которые волновали и, очевидно, будут волно-вать человечество на протяжении всех веков его существования,является проблема взаимоотношений человека и природы. Тончай-ший лирик и прекрасный знаток природы Афанасий АфанасьевичФет так сформулировал ее в середине XIX века: "Только человек, итолько он один во всем мироздании, чувствует потребность спраши-вать, что такое окружающая его природа? Откуда все это? Что та-кое он сам? Откуда? Куда? Зачем? И чем выше человек, чем могу-щественнее его нравственная природа, тем искреннее возникают внем эти вопросы".О том, что человек и природа связаны неразрывными нитями,писали и говорили в прошлом веке все наши классики, а философыконца XIX - начала XX века даже установили связь между нацио-нальным характером и образом жизни русского человека, приро-дой, среди которой он живет.Евгений Базаров, устами которого Тургенев выразил мысльопределенной части общества о том, что "природа не храм, а мас-терская, и человек в ней работник", и доктор Астров, один из геро-ев пьесы Чехова "Дядя Ваня", сажающий и выращивающий леса,думающий о том, как прекрасна наша земля, - вот два полюса впостановке и решении проблемы "Человек и природа".Погибающее Аральское море и Чернобыль, загрязненный Байкали высыхающие реки, наступающие на плодородные земли пустынии страшные болезни, появившиеся только в XX веке, - вот лишьнемногие "плоды" человеческих рук. А таких, как Астров, слишкоммало, чтобы остановить разрушающую деятельность людей.Тревожно зазвучали голоса Троепольского и Васильева, Айтма-това и Астафьева, Распутина и Абрамова и многих, многих других.И возникают в русской литературе зловещие образы "архаровцев","браконьеришек", "туристов-транзисторщиков", которым "сдела-лись подвластны необъятные просторы". "На просторах" они такрезвятся, что за ними, как после Мамаева войска, - сожженные ле-са, загаженный берег, дохлая от взрывчатки и отравы рыба". Людиэти потеряли связь с землей, на которой они родились и выросли.Голос сибирского писателя Валентина Распутина в повести "По-жар" звучит гневно и обличающе против людишек, которые не по-мнят родства своего, своих корней, истока жизни. Пожар как воз-мездие, обличение, как сжигающий огонь, уничтожающий на ско-рую руку построенное жилье: "Горят леспромхозовские склады вдеревне Сосновка". Повесть, по замыслу писателя, созданная какпродолжение "Прощания с Матерой", говорит о судьбе тех, кто...предал свою землю, природу, самую человеческую суть. Прекрас-ный остров уничтожен и затоплен, так как на его месте должнобыть водохранилище, оставлено все: дома, огороды, неубранныйурожай, даже могилы - место святое для русского человека. Поуказанию начальства все должно быть сожжено. Но природа проти-вится человеку. Как кресты, торчат из воды обгорелые скелеты де-ревьев. Гибнет Матера, но гибнут и души людей, теряются духов-ные ценности, сохранявшиеся веками. И по-прежнему одиноки про-должатели темы чеховского доктора Астрова Иван Петрович Петровиз повести "Пожар" и старуха Дарья из "Прощания с Матерой". Неуслышаны ее слова: "Эта земля рази вам однем принадлежит? Этоземля-то вся принадлежит кто до нас был и кто после нас придет".Тональность темы человека и природы в литературе резко изме-няется: из проблемы духовного обнищания она превращается впроблему физического уничтожения природы и человека. Именнотак звучит голос киргизского писателя Чингиза Айтматова. Авторрассматривает эту тему глобально, в общечеловеческом масштабе,показывая трагичность разрыва связей человека с природой, соеди-няя современность с прошлым и будущим.Уничтожающий и продающий заповедный лес Орозкул превра-щается в быкоподобное существо, отвергающий народную нравст-венность и отстранившийся от жизни родных ему мест Сабиджан,вообразивший себя большим городским начальником, проявляетчерствость и неуважение к умершему отцу, возражая против егопохорон на родовом кладбище Ана-Бейт, - это "герои" романа"Буранный полустанок".В "Плахе" до предела заострен конфликт между природой и"темными силами", и в лагере положительных героев оказываютсяволки. Имя волчицы, теряющей по вине людей один выводок задругим, - Акбара, что значит "великая", а глаза ее охарактеризо-ваны теми же словами, что и глаза Иисуса, легенду о которомАйтматов сделал составной частью романа. Огромная волчица неугроза человеку. Она беззащитна перед мчащимися грузовиками,вертолетами, винтовками.Природа беспощадна, она нуждается в нашей защите. Но какпорой обидно за человека, который отворачивается, забывает о ней,обо всем добром и светлом, что только есть в ее недрах, и ищет своесчастье в ложном и пустом. Как часто мы не прислушиваемся, нехотим слышать сигналы, которые она без устали посылает нам.Свои размышления я хочу завершить словами из рассказа Вик-тора Астафьева "Падение листа": "Пока падал лист; пока он достигземли, лег на нее, сколько же родилось и умерло на земле людей?Сколько произошло радостей, любви, горя, бед? Сколько пролилосьслез и крови? Сколько свершилось подвигов и предательств? Какпостигнуть все это?"